История русской философии тест

Билет 1 - Вопрос 1. Всего 135 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Слово «философия» появляется в русской письменности в:
XII в
X в
XI в
XIII в
Подсказка
Мои просмотры:1




История русской философии тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



История русской философии тест онлайн бесплатно

    1. Слово «философия» появляется в русской письменности в:

  • XII в
  • X в
  • XI в
  • XIII в

    • 2. Участниками сборника «Смена вех» были:

    • П.И. Новгородцев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.А. Алексеев (Аскольдов), С.Л. Франк
    • Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов (Алексеев), В.И. Иванов, С.А. Котляревский, В.Н. Муравьев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский
    • Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин, Ю.Н. Потехин
    • Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк

      • 3. По мнению Ф. Прокоповича, наилучшая форма правления — это:

      • аристократия
      • конституционная монархия
      • демократия
      • самодержавная монархия

        • 4. «Ничто так определенно не подтверждает самостоятельность и оригинальность русской философии, как наличность ее развития», — указывал:

        • Н.О. Лосский
        • Я.Н. Колубовский
        • С.Л. Франк
        • В.В. Зеньковский

          • 5. В изречении «Наиболее адекватным представлением о ней будет понимание ее как всеохватывающей мудрости, высшего духовного синтеза практической и умственной деятельности, как целостного представления о мире, обществе и человеке, выраженного в самых разнообразных видах духовного творчества» речь идет о:

          • Софии
          • духовно-аскетической практике
          • русской средневековой философии
          • церкви

            • 6. С.Л. Франк значимость русской философии связывает с ее:

            • сверхнаучным интуитивным характером
            • специфическим подходом к мировым проблемам, особым способом их переживания
            • всемирно-историческим значением
            • диалектическим развитием

              • 7. Развитее общества рассматривается А.Д. Кантемиром как борьб

              • знания с глупостью
              • классов
              • интересов
              • идей и мотивов

                • 8. Г.В. Флоровский перед православным богословием ставит задачу

                • выработать целостную систему христианской мысли
                • обратить основное внимание на сохранение и приумножение духовной культуры и преодолеть с этой целью партийную непримиримость и идеологический фанатизм
                • борьбы с секуляризмом, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени
                • непротиворечивость веры разуму и позитивной науке

                  • 9. С принятием христианства на смену языческому пониманию времени приходит:

                  • понятие вечности и сверхвременности
                  • линейное понимание времени: от творения до Страшного суда
                  • идея вечного круговорота
                  • динамическая концепция времени

                    • 10. Страшный суд — это:

                    • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                    • в христианском вероучении предстоящее в конце времен окончательное воздаяние в виде суда вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми
                    • философское учение, в соответствии с которым сознание внутренне связано с бытием и основывается на нем
                    • мировоззренческий комплекс дохристианских представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядности, ритуальных правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую сторону жизни

                      • 11. По мнению Ф.М. Достоевского, русский «коллективизм» и русская «соборность», — это великие преимущества русского ...

                      • народа
                      • общества
                      • государства
                      • характера

                        • 12. Один из творцов новой русской литературы, гениальный писатель, христианский мыслитель, автор «Избранных мест из переписки с друзьями» — это:

                        • Ф.М. Достоевский
                        • К.Н. Леонтьев
                        • Н.Н. Страхов
                        • Н.В. Гоголь

                          • 13. Постепенная замена средневекового типа мышления начинается в:

                          • XVII в
                          • XV в
                          • XVIII в
                          • XVI в

                            • 14. Державность как цивилизационный фактор — это:

                            • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
                            • философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности
                            • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                            • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада

                              • 15. Социально-философская позиция П.Н. Ткачева называется:

                              • «диалектический материализмом»
                              • «исторический материализмом»
                              • «антропологический материализмом»
                              • «экономическим материализмом»

                                • 16. Главой московских почитателей Шеллинга был:

                                • М.Г. Павлов
                                • Д.М. Велланский
                                • Я.П. Козельский
                                • Д.С. Аничков

                                  • 17. Г.Г. Шпет выступал за строгую научность философии и утверждал, что признает философию только в качестве

                                  • гипотезы
                                  • теории
                                  • знания
                                  • теоремы

                                    • 18. Мысль, наиболее близкая историософским воззрениям В.Н. Татищева, заключается в том, что ...

                                    • история не имеет цели и смысла
                                    • история общества есть история непрерывной классовой борьбы
                                    • целью исторического развития должно стать восстановление утраченного баланса человека и природы
                                    • в своем историческом развитии общество проходит те же стадии духовного развития, что и отдельный человек

                                      • 19. Христианское понимание национальной миссии, считал С.Н. Булгаков, связано с идеей братства народов и должно быть свободно от звериного

                                      • эоизма
                                      • нционализма
                                      • аорализма
                                      • пагматизма

                                        • 20. Автором изречения: «Аз сельской человек, учился буквами, а еллинских борзостей не текох, риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех» является:

                                        • Митрополит Илларион
                                        • Инок Филофей
                                        • Нил Сорский
                                        • Иосиф Волоцкий

                                          • 21. Г.П. Федотов усматривал залог возрождения России в:

                                          • создании мощного государства, которое не только смогло бы противостоять внешним геополитическим вызовам, но и модернизировать российскую экономику и победить коррупцию
                                          • создании политической свободы и в освоении духовного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности; кроме того, необходимо пробуждение национального самосознания народа, которое должны стимулировать и государство, и церковь
                                          • создании национального русского государства, опирающегося на традиции православия
                                          • воспитании устойчивого правосознания, на основе которого можно созидать здоровый государственный и социальный строй

                                            • 22. «Не через родину, а через истину ведет путь на небо», — утверждал:

                                            • В.С. Соловьев
                                            • А.С. Хомяков
                                            • Ю.Ф. Самарин
                                            • П.Я. Чаадаев

                                              • 23. «Сфера разума», новое состояние земной оболочки, характеризующееся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека, называется:

                                              • металогическим бытием
                                              • ноосферой
                                              • логосом
                                              • софией

                                                • 24. «Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши», — писал:

                                                • Н.Я. Данилевский
                                                • К.Н. Леонтьев
                                                • Н.В. Гоголь
                                                • Н.Н. Страхов

                                                  • 25. Мыслитель раннего периода русской средневековой философии — это:

                                                  • Максим Грек
                                                  • Иоанникий Лихуд
                                                  • митрополит Иларион
                                                  • Филофей

                                                    • 26. «Диалектика всегда есть непосредственное знание ... сама непосредственность ... Диалектика есть просто глаза ... хорошие глаза», — считал:

                                                    • А.Ф. Лосев
                                                    • П.А. Флоренский
                                                    • В.И. Ленин
                                                    • Г.Г. Шпет

                                                      • 27. Философское учение, ограничивающее роль Бога лишь творением мира и отрицающее Его влияние, развитие природных явлений и социальных процессов, — это:

                                                      • деизм
                                                      • политеизм
                                                      • пантеизм
                                                      • томизм

                                                        • 28. Гносеологическое предназначение «субъективного метода» в том, что он

                                                        • позволяет обнаружить и обосновать необходимый для личности общественный идеал
                                                        • стремится осмыслить человека как целостное существо, таким, каков он есть, со всеми его скорбями и желаниями
                                                        • гарантирует недопущение искажений субъектом познания объективных показаний предмета или события
                                                        • призван установить степень и характер влияния субъективного на объективное

                                                          • 29. Основной мотив философии С.Н. Булгакова — это:

                                                          • «Оправдание Бога» (теодицея)
                                                          • Оправдание человека
                                                          • Оправдание мира
                                                          • Осуждение мира

                                                            • 30. Интуиция как непосредственное сознавание субъектом не только процессов его собственной внутренней жизни, но и жизни внешнего мира основывается Лосским на гносеологической

                                                            • иерархизации
                                                            • координации
                                                            • хаотизации
                                                            • субординации

                                                              • 31. «Крайне несправедливо думать, что церковь требует принужденного единства или принужденного послушания; напротив, она гнушается того и другого; ибо в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть», — утверждал:

                                                              • И.В. Киреевский
                                                              • П.Д. Юркевич
                                                              • А.С. Хомяков
                                                              • Н.Ф. Федоров

                                                                • 32. «Обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия», — это, по мнению Н.О. Лосского, высшая цель

                                                                • государства
                                                                • общества
                                                                • культуры
                                                                • цивилизации

                                                                  • 33. Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия — это:

                                                                  • волюнтаризм
                                                                  • метафизика
                                                                  • телеология
                                                                  • рационализм

                                                                    • 34. Мыслители-декабристы (укажите лишего):

                                                                    • Н.М. Муравьев
                                                                    • Д.В. Веневитинов
                                                                    • П.И. Пестель
                                                                    • И.Д. Якушкин

                                                                      • 35. Учение об интуиции как о самом главном и надежном источнике познания — это:

                                                                      • теургия
                                                                      • интенция
                                                                      • панлогизм
                                                                      • интуитивизм

                                                                        • 36. Тезис, несвойственный учению Г.С. Сковороды, состоит в том, что ...

                                                                        • разум и вера не только разнонаправлены, но в принципе несовместимы
                                                                        • все бытие состоит из трех уровней: макросом или Вселенная; микрокосм и символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм
                                                                        • реальность бытия — разная на поверхности и в глубине
                                                                        • путь к углубленному созерцанию бытия должен быть найден, прежде всего, в отношении к самому себе

                                                                          • 37. П.А. Флоренский утверждает, что истина — это то, что ...

                                                                          • обосновано
                                                                          • неопровержимо
                                                                          • принято
                                                                          • проверено

                                                                            • 38. Будущее евразийское государство характеризовалось евразийцами как:

                                                                            • демократическое
                                                                            • идеократическое
                                                                            • конституционно-монархическое
                                                                            • монархическое

                                                                              • 39. П.А. Флоренский считал, что Истина, Добро и Красота — эта метафизическая триада — есть не три разные начала, а одно. Это — одна и та же ...

                                                                              • мистическая эволюция
                                                                              • духовная жизнь
                                                                              • сущность познания
                                                                              • основа мироздания

                                                                                • 40. Основатель интуитивизма и представитель персонализма в русской философии — это:

                                                                                • С.Н. Булгаков
                                                                                • Н.А. Бердяев
                                                                                • Н.О. Лосский
                                                                                • В.В. Зеньковский

                                                                                  • 41. Основные гносеологические идеи Е.Н. Трубецкого (укажите лишнее) — это:

                                                                                  • «Абстракция необходима потому, что наше участие в абсолютном сознании несовершенно и неполно. Абстракция в познании является только средством и промежуточным звеном для установления конкретного единства сущего. Без абстракции мы не могли бы избавиться от субъективного и случайного в классификации непосредственных данных опыта и восстановить их абсолютный синтез, т.е. необходимый и объективный порядок, обусловливающий истину»
                                                                                  • «Наше познание возможно лишь благодаря нашему участию в абсолютном сознании, благодаря тому, что человеческое и абсолютное мышление, отличаясь друг от друга, одновременно составляют одно неделимое целое»
                                                                                  • «Нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы»
                                                                                  • «Необходимо разграничение естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе — с вечными божественными идеями)»

                                                                                    • 42. Философ-материалист, общественный деятель, публицист, революционер — это:

                                                                                    • Н.В. Станкевич
                                                                                    • А.И. Герцен
                                                                                    • Т.Н. Грановский
                                                                                    • Н.Г. Чернышевский

                                                                                      • 43. Древними славянами, одновременно с выделением пары полюсных понятий, всегда принималась во внимание их:

                                                                                      • противоречивость
                                                                                      • несовместимость
                                                                                      • относительность
                                                                                      • взаимозависимость

                                                                                        • 44. Хронологические рамки русской средневековой философии — это:

                                                                                        • XI-XIII вв
                                                                                        • V-XV вв
                                                                                        • XI-XVII вв
                                                                                        • XIII-XV вв

                                                                                          • 45. В своем высказывании о русской философии М.В. Безобразова:

                                                                                          • заявляет о заимствованном характере русской философии
                                                                                          • подчеркивает самобытный характер русской философии
                                                                                          • говорит о необходимости донести до общеевропейской науки философское наследие древнерусских мыслителей в чистоте и неизменности
                                                                                          • призывает освоить и творчески использовать положительный опыт нашего народа

                                                                                            • 46. Космогенный тип цивилизации свойственен, прежде всего, цивилизациям:

                                                                                            • Востока
                                                                                            • Ближнего Востока
                                                                                            • Евразии
                                                                                            • Запада

                                                                                              • 47. «Познание вещей как они существуют» — определение философии

                                                                                              • В.Н. Татищева
                                                                                              • митрополита Платона
                                                                                              • Г. Конисского
                                                                                              • А.Д. Кантемира

                                                                                                • 48. Главой московских почитателей Шеллинга был:

                                                                                                • Я.П. Козельский
                                                                                                • М.Г. Павлов
                                                                                                • Д.С. Аничков
                                                                                                • Д.М. Велланский

                                                                                                  • 49. По В.В. Розанову, мировым и все более определяющим судьбы человечества стал следующий тип культуры:

                                                                                                  • языческий
                                                                                                  • антихристианский
                                                                                                  • неоязыческий
                                                                                                  • христианский

                                                                                                    • 50. Г.В. Флоровский видит путь преодоления «латинского влияния» в православном богословии в:

                                                                                                    • выработке целостной системы христианской мысли
                                                                                                    • свободной встрече с христианским Западом и его проблематикой, на которую православие должно дать ответы из глубины своего опыта
                                                                                                    • конфессиональной самоизоляции и замкнутости
                                                                                                    • экуменическом движении

                                                                                                      • 51. Национальная и цивилизационная идентичность Руси окончательно сформировалась в результате

                                                                                                      • влияния Запада
                                                                                                      • образования государства
                                                                                                      • взаимодействия с Византией
                                                                                                      • христианизации

                                                                                                        • 52. Русским мыслителем, заявившим в работе «Самопознание», что в основание собственной философии положил не бытие, а свободу, является:

                                                                                                        • Н.Ф. Федоров
                                                                                                        • А.И. Герцен
                                                                                                        • Н.А. Бердяев
                                                                                                        • В.С. Соловьев

                                                                                                          • 53. «Человек — животное разумное, удивляющееся, советующее, рассуждающее, смехотворительное ... Человек есть микрокосм или малый мир», — отмечал в своей риторике

                                                                                                          • А. Белобоцкий
                                                                                                          • С. Денисов
                                                                                                          • С. Лихуд
                                                                                                          • И. Лихуд

                                                                                                            • 54. Познание, согласно Н.О. Лосскому, начинается в том случае, когда субъект направляет на объект серию __________________ актов.

                                                                                                            • интенциональных
                                                                                                            • имманентных
                                                                                                            • интуиционных
                                                                                                            • координацинных

                                                                                                              • 55. «Страшно то, что мы в добре не видим добра, то есть, что даже там, где есть подлинное добро, мы не в состоянии воспринять его именно как добро», — писал:

                                                                                                              • К.Н. Леонтьев
                                                                                                              • Н.Я. Данилевский
                                                                                                              • Н.В. Гоголь
                                                                                                              • Н.Н. Страхов

                                                                                                                • 56. П.А. Флоренский постоянно возвращается к мысли, что лишь в религии человек обретает смысл

                                                                                                                • страдания
                                                                                                                • развития
                                                                                                                • смерти
                                                                                                                • жизни

                                                                                                                  • 57. Жизнь вне Царства Божиего есть результат неверного использования свободы воли, — считал:

                                                                                                                  • И.А. Ильин
                                                                                                                  • Н.О. Лосский
                                                                                                                  • С.Н. Булгаков
                                                                                                                  • С.Л. Франк

                                                                                                                    • 58. Основным положением ленинской теории отражения не является то, что ...

                                                                                                                    • ощущение есть первичная, элементарная форма отражения предмета в сознании и единственный источник нашего знания
                                                                                                                    • представляя собой образ, снимок явлений материальной действительности, ощущение по своему содержанию объективно. Но отражение предмета в ощущении — в отличие от зеркала — представляет собой субъективный образ объективной действительности. Субъективность этого образа состоит в том, что степень правильности, точности отражения предмета зависит не от объекта, а от субъекта: внутреннее субъективное состояние человека, его личные особенности, его жизненный опыт накладывают свой отпечаток на даваемый чувствами образ
                                                                                                                    • нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах
                                                                                                                    • ощущение осуществляет непосредственную связь сознания с внешним миром и связано с превращением энергии из одной формы в другую, с переходом от одной формы движения к другой

                                                                                                                      • 59. Основные идеи Послания митрополита Никифора (укажите лишнее) — это:

                                                                                                                      • платоновский тезис о трехчастной природе души
                                                                                                                      • противопоставление духовного бытия телесному
                                                                                                                      • органическая связь духовного и телесного начал в человеке
                                                                                                                      • по творению можно познать Творца

                                                                                                                        • 60. Представителем русского Просвещения 60-80-х годов XVIII в., политическим деятелем, сторонником просвещенного абсолютизма, автором произведений: «Философические предположения» и «Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» является:

                                                                                                                        • Я.П. Козельский
                                                                                                                        • С.Е. Десницкий
                                                                                                                        • Д.М. Велланский
                                                                                                                        • Д.С. Аничков

                                                                                                                          • 61. Нил Синаит (Нил Философ) считал, что подлинным философом может быть:

                                                                                                                          • мудрый правитель
                                                                                                                          • опытный священник
                                                                                                                          • удалившийся от суеты мира подвижник
                                                                                                                          • каждый человек, стремящийся к знанию

                                                                                                                            • 62. Усматривая ведущую роль духовного содержания личности, И.А. Ильин пишет, что ум без сердца — это:

                                                                                                                            • мертвец
                                                                                                                            • слепец
                                                                                                                            • глупец
                                                                                                                            • подлец

                                                                                                                              • 63. В словах А.Н. Радищева: «вещественностию называют то существо, которое есть предмет наших чувств, разумея, есть или может быть предметом наших чувств» речь идет о:

                                                                                                                              • бытии
                                                                                                                              • фактах чувственного опыта
                                                                                                                              • космосе
                                                                                                                              • материи

                                                                                                                                • 64. В русской философии выделяет архимандрит Гавриил (Воскресенский):

                                                                                                                                • самобытный характер
                                                                                                                                • диалогизм
                                                                                                                                • заимствованный характер
                                                                                                                                • сочетание веры и разума, рассудочности и набожности

                                                                                                                                  • 65. Представителем евразийства не является:

                                                                                                                                  • Г.В. Флоровский
                                                                                                                                  • А.Ф. Лосев
                                                                                                                                  • Г.В. Вернадский
                                                                                                                                  • Н.С. Трубецкой

                                                                                                                                    • 66. Неправильным вариантом является:

                                                                                                                                    • поступок воспринимался славянами как ответственное действие
                                                                                                                                    • в представлении древних славян судьба человека и его свобода взаимосвязаны
                                                                                                                                    • человек обладает возможностью некоторого управления своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора
                                                                                                                                    • человек не властен над своей судьбой

                                                                                                                                      • 67. Автором «Задонщины» традиционно считается:

                                                                                                                                      • Митрополит Иларион
                                                                                                                                      • Кирилл Туровский
                                                                                                                                      • Софоний Рязанец
                                                                                                                                      • Климент Смолятич

                                                                                                                                        • 68. Религиозный опыт, по мнению И.А. Ильина, открывает особое видение мира, согласно которому самая ткань мироздания во всей его сопринадлежности, многожизненности, закономерности и динамичности есть великое Божие

                                                                                                                                        • откровение
                                                                                                                                        • прозрение
                                                                                                                                        • чудо
                                                                                                                                        • вдохновение

                                                                                                                                          • 69. По оценке П.Я. Чаадаева, Россия осталась:

                                                                                                                                          • Западом
                                                                                                                                          • ни Западом, ни Востоком
                                                                                                                                          • и Западом, и Востоком
                                                                                                                                          • Востоком

                                                                                                                                            • 70. По мнению И.В. Киреевского, культурное благоденствие России напрямую зависит от распространения:

                                                                                                                                            • истинной веры
                                                                                                                                            • просвещения
                                                                                                                                            • либерализма
                                                                                                                                            • гуманизма

                                                                                                                                              • 71. Черты, наиболее свойственные гносеологической позиции А.Д. Кантемира, — это:

                                                                                                                                              • сенсуализм
                                                                                                                                              • агностицизм
                                                                                                                                              • эмпиризм и позитивизм
                                                                                                                                              • рационализм и скептицизм

                                                                                                                                                • 72. П.А. Флоренский различает истину, относящуюся ко времени, и истину

                                                                                                                                                • вечности
                                                                                                                                                • физики
                                                                                                                                                • пространства
                                                                                                                                                • метафизики

                                                                                                                                                  • 73. Протофилософские идеи в языческом мировоззрении древних славян (укажите лишнее) — это идея ...

                                                                                                                                                  • единства и многообразия божественности
                                                                                                                                                  • наличия пространственно-временных факторов в сотворенном мире
                                                                                                                                                  • взаимосвязи духовных и материальных уровней мироздания
                                                                                                                                                  • креационизма

                                                                                                                                                    • 74. Западниками являются:

                                                                                                                                                    • интеллектуальная элита западных провинций Российской империи
                                                                                                                                                    • адепты вовлечения России в культурную сферу Запада для обогащения достижений собственной цивилизации
                                                                                                                                                    • приверженцы особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, стремлением к нравственным ценностям
                                                                                                                                                    • сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру

                                                                                                                                                      • 75. К феномену русской истории и культуры, называемому __________________, относятся следующие слова: «во всем этом роковом и трагическом распылении церковных сил, русское церковное сознание дорого платило за свою мечту, за утопическое понимание теократической идеи христианства».

                                                                                                                                                      • смутой
                                                                                                                                                      • опричниной
                                                                                                                                                      • «иосифлянством» (стяжательством)
                                                                                                                                                      • расколом

                                                                                                                                                        • 76. Укажите идею, не свойственную М.А. Антоновичу:

                                                                                                                                                        • «Человек есть та точка опоры, посредством которой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям»
                                                                                                                                                        • «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы»
                                                                                                                                                        • «История человечества делится на две эпохи: «естественного состояния» и «гражданского общества». При этом «естественная» жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека»
                                                                                                                                                        • «Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя»

                                                                                                                                                          • 77. В учении Н.Ф. Федорова поклонение идолам, т.е. внешним религиозным обрядам, называется:

                                                                                                                                                          • идололатрией
                                                                                                                                                          • идеолатрией
                                                                                                                                                          • панэтизмом
                                                                                                                                                          • супраморализмом

                                                                                                                                                            • 78. «Златоустом, паче всех просиявших на Руси», называли:

                                                                                                                                                            • Филофея
                                                                                                                                                            • Кирилла Туровского
                                                                                                                                                            • Иосифа Волоцкого
                                                                                                                                                            • Феодосия Печерского

                                                                                                                                                              • 79. Познание истины, согласно воззрениям П.А. Флоренского, возможно лишь как результат связи

                                                                                                                                                              • Бога и Вселенной
                                                                                                                                                              • человека и Церкви
                                                                                                                                                              • Бога и человека
                                                                                                                                                              • Вселенной и человека

                                                                                                                                                                • 80. В качестве аналога исторического бытия народов и культур В.Н. Татищев указывал:

                                                                                                                                                                • христианство
                                                                                                                                                                • евангельские притчи
                                                                                                                                                                • жизнь героев античного романа
                                                                                                                                                                • жизнь отдельно взятого человека, его возрастные, физические и духовные изменения

                                                                                                                                                                  • 81. Н.О. Лосский полагал, что Бог в Своей Троичной жизни является абсолютной полнотой бытия, первичной и всеохватывающей внутренней

                                                                                                                                                                  • интуицией
                                                                                                                                                                  • целостностью
                                                                                                                                                                  • ценностью
                                                                                                                                                                  • Ииенцией

                                                                                                                                                                    • 82. Воззрение, согласно которому отождествляются Бог и природа, — это:

                                                                                                                                                                    • теизм
                                                                                                                                                                    • монотеизм
                                                                                                                                                                    • пантеизм
                                                                                                                                                                    • деизм

                                                                                                                                                                      • 83. Рассудочное, логическое, опосредствованное мышление — это мышление ...

                                                                                                                                                                      • ноуменальное
                                                                                                                                                                      • координационное
                                                                                                                                                                      • дискурсивное
                                                                                                                                                                      • интенциональное

                                                                                                                                                                        • 84. По определению Н.А. Бердяева, одно из предельных порождений антропологического сознания гуманизма, истребляющее гуманизм, окончательно убивающее человека, — это:

                                                                                                                                                                        • Социализм
                                                                                                                                                                        • Материализм
                                                                                                                                                                        • Позитивизм
                                                                                                                                                                        • Марксизм

                                                                                                                                                                          • 85. Выдающийся философ России XX в., представитель персонализма, создатель философии свободы, публицист, историк русской мысли — это:

                                                                                                                                                                          • Н.А. Бердяев
                                                                                                                                                                          • С.Л. Франк
                                                                                                                                                                          • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                          • Н.О. Лосский

                                                                                                                                                                            • 86. Правда — это:

                                                                                                                                                                            • совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
                                                                                                                                                                            • система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
                                                                                                                                                                            • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                                                                                                                                                                            • совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах

                                                                                                                                                                              • 87. Если Истина есть, — пишет П.А. Флоренский, — то она — реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или

                                                                                                                                                                              • реальная актуальность
                                                                                                                                                                              • актуальная бесконечность
                                                                                                                                                                              • потенциальная бесконечность
                                                                                                                                                                              • актуальная реальность

                                                                                                                                                                                • 88. В.И. Ленин разработал учение о:

                                                                                                                                                                                • вечном мире
                                                                                                                                                                                • перерастании пролетарской революции в демократическую
                                                                                                                                                                                • аграрной кооперации
                                                                                                                                                                                • пролетарской партии и диктатуре пролетариата

                                                                                                                                                                                  • 89. Выдающийся русский философ и политический мыслитель, правовед, исследователь философии Гегеля, теоретик и историк религии и культуры — это:

                                                                                                                                                                                  • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                  • С.Н. Булгаков
                                                                                                                                                                                  • И.А. Ильин
                                                                                                                                                                                  • Н.А. Бердяев

                                                                                                                                                                                    • 90. По мнению Ю.Ф. Самарина, формой социального устройства, способной предотвратить распадение общества на враждебные противоборствующие классы, является:

                                                                                                                                                                                    • парламентаризм
                                                                                                                                                                                    • республика
                                                                                                                                                                                    • община
                                                                                                                                                                                    • демократия

                                                                                                                                                                                      • 91. Ведущий представитель феноменологии в России — это:

                                                                                                                                                                                      • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                      • В.В. Розанов
                                                                                                                                                                                      • С.Л. Франк
                                                                                                                                                                                      • Г.Г. Шпет

                                                                                                                                                                                        • 92. Первый признак «революционной ситуации», согласно определению В.И. Ленина, — это:

                                                                                                                                                                                        • обнищание масс
                                                                                                                                                                                        • гражданская война
                                                                                                                                                                                        • кризис верхов
                                                                                                                                                                                        • повышение активности масс сверх обычного

                                                                                                                                                                                          • 93. Учение о внутренней духовной сосредоточенности — это:

                                                                                                                                                                                          • софиология
                                                                                                                                                                                          • всеединство
                                                                                                                                                                                          • исихазм
                                                                                                                                                                                          • космизм

                                                                                                                                                                                            • 94. Софиология — это:

                                                                                                                                                                                            • богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
                                                                                                                                                                                            • учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов, вобравшее в себя элементы церковного предания и европейской мистики
                                                                                                                                                                                            • вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых
                                                                                                                                                                                            • учение о внутренней духовной сосредоточенности

                                                                                                                                                                                              • 95. «Византийский дух, византийские начала и влияние, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм», — писал:

                                                                                                                                                                                              • Н.Я. Данилевский
                                                                                                                                                                                              • К.Н. Леонтьев
                                                                                                                                                                                              • Н.В. Гоголь
                                                                                                                                                                                              • Н.Н. Страхов

                                                                                                                                                                                                • 96. «Западное просвещение носит «внешний» характер и не содержит в себе идеи нравственного просвещения; это просвещение ума, но не сердца», — считал ...

                                                                                                                                                                                                • П.Д. Юркевич
                                                                                                                                                                                                • А.С. Хомяков
                                                                                                                                                                                                • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                • И.В. Киреевский

                                                                                                                                                                                                  • 97. Державность как цивилизационный фактор — это:

                                                                                                                                                                                                  • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                                                                                                                                                                                                  • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
                                                                                                                                                                                                  • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
                                                                                                                                                                                                  • философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности

                                                                                                                                                                                                    • 98. Начальный этап в развитии русской средневековой философской мысли охарактеризован В.В. Зеньковским как:

                                                                                                                                                                                                    • «мистический ирреализм»
                                                                                                                                                                                                    • «практический реализм»
                                                                                                                                                                                                    • «мистический персонализм»
                                                                                                                                                                                                    • «мистический реализм»

                                                                                                                                                                                                      • 99. Традиционное определение философских взглядов Л.Н. Толстого — это:

                                                                                                                                                                                                      • супраморализм
                                                                                                                                                                                                      • панморализм
                                                                                                                                                                                                      • панэтизм
                                                                                                                                                                                                      • панлогизм

                                                                                                                                                                                                        • 100. В XVII-XVIII вв. единственной интеллектуальной формой, ставшей всеобщим достоянием, сущность которой составлял культ разума, являлась:

                                                                                                                                                                                                        • теология
                                                                                                                                                                                                        • риторика
                                                                                                                                                                                                        • апологетика
                                                                                                                                                                                                        • схоластика

                                                                                                                                                                                                          • 101. Возвеличивание царской власти в учении о Москве как третьем Риме было:

                                                                                                                                                                                                          • мистической утопией
                                                                                                                                                                                                          • результатом непонимания общественной природы власти
                                                                                                                                                                                                          • проявлением Церковного сервилизма
                                                                                                                                                                                                          • выражением мистико-эсхатологического понимания истории

                                                                                                                                                                                                            • 102. Сборник «Смена вех» вышел в:

                                                                                                                                                                                                            • 1921 г
                                                                                                                                                                                                            • 1917 г
                                                                                                                                                                                                            • 1922 г
                                                                                                                                                                                                            • 1918 г

                                                                                                                                                                                                              • 103. Оппонент А. Курбского — это:

                                                                                                                                                                                                              • Филофей
                                                                                                                                                                                                              • Василий Великий
                                                                                                                                                                                                              • Иоанн Грозный
                                                                                                                                                                                                              • Сильвестр

                                                                                                                                                                                                                • 104. Мировоззренческая установка, допускающая возможность непосредственного надчувственного и сверхрационального взаимодействия человека и духовного мира, — это:

                                                                                                                                                                                                                • мистицизм
                                                                                                                                                                                                                • телеологизм
                                                                                                                                                                                                                • магизм
                                                                                                                                                                                                                • монизм

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Включение Древней Руси в мир христианства происходило под доминирующим влиянием

                                                                                                                                                                                                                  • Византии
                                                                                                                                                                                                                  • Болгарии
                                                                                                                                                                                                                  • Сербии
                                                                                                                                                                                                                  • Хазарии

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Впервые в истории России предприняли попытку организовать философское образование по программе, типичной для европейский университетов

                                                                                                                                                                                                                    • Лихуды
                                                                                                                                                                                                                    • Безобразовы
                                                                                                                                                                                                                    • Денисовы
                                                                                                                                                                                                                    • Соловьевы

                                                                                                                                                                                                                      • 107. «Наша интеллигенция ... этически аскетична, духовно самоотверженна», — считал:

                                                                                                                                                                                                                      • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                                                      • И.А. Ильин
                                                                                                                                                                                                                      • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                                                      • С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                        • 108. П.Я. Чаадаев утверждал, что Россия, находясь между Германией и Китаем, могла бы

                                                                                                                                                                                                                        • поддерживать баланс между Западом и Востоком
                                                                                                                                                                                                                        • послужить мостом между Западом и Востоком
                                                                                                                                                                                                                        • примирить Запад и Восток
                                                                                                                                                                                                                        • синтезировать положительные стороны Запада и Востока

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Тезис, нехарактерный для учения А.Н. Радищева о человеческом познании, состоит в том, что ...

                                                                                                                                                                                                                          • душа человека от рождения — «чистая доска»
                                                                                                                                                                                                                          • мышление основывается на чувственных данных, а разум делает чувства человека изощреннее и тоньше
                                                                                                                                                                                                                          • разум является единственным источником наших научных знаний о мире
                                                                                                                                                                                                                          • мышление человека связано с его возрастным развитием

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Экзегетика — это:

                                                                                                                                                                                                                            • самоуправление, административная независимость православных
                                                                                                                                                                                                                            • богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
                                                                                                                                                                                                                            • вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых
                                                                                                                                                                                                                            • учение о внутренней духовной сосредоточенности

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Н.О. Лосский доказывает, что воля свободна, но защищает ее __________________ интерпретацию.

                                                                                                                                                                                                                              • динамическую
                                                                                                                                                                                                                              • релятивистскую
                                                                                                                                                                                                                              • координационную
                                                                                                                                                                                                                              • интуиционную

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Русский историк, социальный мыслитель, общественный деятель консервативного направления, выступивший за пересмотр «Табели о рангах» и против расширения экономической деятельности купечества, и размывания сословных границ — это:

                                                                                                                                                                                                                                • Ф. Прокопович
                                                                                                                                                                                                                                • М.М. Щербатов
                                                                                                                                                                                                                                • А.Д. Кантемир
                                                                                                                                                                                                                                • В.Н. Татищев

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. «Ничто не выливается из ничего, разве только пустые грезы, какие суть идеи Платона ...», — считал:

                                                                                                                                                                                                                                  • В.Н. Татищев
                                                                                                                                                                                                                                  • Д.С. Аничков
                                                                                                                                                                                                                                  • Я.П. Козельский
                                                                                                                                                                                                                                  • Г. Конисский

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Тезис, неопределяющий содержание диалектико-материалистической теории познания, — это то, что ...

                                                                                                                                                                                                                                    • к процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным
                                                                                                                                                                                                                                    • процесс познания имеет диалогическую природу
                                                                                                                                                                                                                                    • мир познаваем, в нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные; причем никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными не существует
                                                                                                                                                                                                                                    • существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Философское учение об основных принципах бытия — это:

                                                                                                                                                                                                                                      • эволюционизм
                                                                                                                                                                                                                                      • онтология
                                                                                                                                                                                                                                      • эпистемология
                                                                                                                                                                                                                                      • гносеология

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. «Знание не есть истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх знания, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных», — считал:

                                                                                                                                                                                                                                        • П.Д. Юркевич
                                                                                                                                                                                                                                        • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                                                        • И.В. Киреевский
                                                                                                                                                                                                                                        • А.С. Хомяков

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Постепенная замена средневекового типа мышления начинается в:

                                                                                                                                                                                                                                          • XVII в
                                                                                                                                                                                                                                          • XVI в
                                                                                                                                                                                                                                          • XVIII в
                                                                                                                                                                                                                                          • XV в

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Цель сосредоточения богатств в руках церкви, согласно точке зрения Иосифа Волоцкого — это:

                                                                                                                                                                                                                                            • независимость от государства
                                                                                                                                                                                                                                            • явление через пышность славы Божией
                                                                                                                                                                                                                                            • социальное служение церкви
                                                                                                                                                                                                                                            • подражание византийским образцам

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. Русский космизм — это:

                                                                                                                                                                                                                                              • совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах
                                                                                                                                                                                                                                              • совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
                                                                                                                                                                                                                                              • система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
                                                                                                                                                                                                                                              • специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Главным идеологом старообрядчества в XVII в. считается:

                                                                                                                                                                                                                                                • Протопоп Аввакум
                                                                                                                                                                                                                                                • Симеон Полоцкий
                                                                                                                                                                                                                                                • Никита Пустосвят
                                                                                                                                                                                                                                                • Боярыня Морозова

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. «Признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», — отметил

                                                                                                                                                                                                                                                  • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                                                                                  • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                                                                                  • Я.Н. Колубовский
                                                                                                                                                                                                                                                  • С.Л. Франк

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Отрицая божественность мира, С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                                                    • утверждает относительную самостоятельность мира
                                                                                                                                                                                                                                                    • лишает мир онтологической значимости
                                                                                                                                                                                                                                                    • отрицает автономность мира
                                                                                                                                                                                                                                                    • фактически становится на атеистические позиции

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Учение, абсолютизирующее относительность знания и на основе этого отрицающее объективность истины и возможность познания мира, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                      • скептицизм
                                                                                                                                                                                                                                                      • эмпиризм
                                                                                                                                                                                                                                                      • релятивизм
                                                                                                                                                                                                                                                      • эмпириокритицизм

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. Атомистические воззрения на материю сочетались у А.Д. Кантемира с:

                                                                                                                                                                                                                                                        • диалектикой
                                                                                                                                                                                                                                                        • метафизикой
                                                                                                                                                                                                                                                        • атеизмом
                                                                                                                                                                                                                                                        • креационизмом

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. В раннесредневековый период славянство и евразийство русской философии, благодаря принятию восточной ветви христианства, дополняются:

                                                                                                                                                                                                                                                          • космизмом
                                                                                                                                                                                                                                                          • всеединством
                                                                                                                                                                                                                                                          • соборностью
                                                                                                                                                                                                                                                          • византизмом

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Из названных мыслителей к стяжателям относится:

                                                                                                                                                                                                                                                            • Вассиан Патрикеев
                                                                                                                                                                                                                                                            • Иосиф Волоцкий
                                                                                                                                                                                                                                                            • Максим Грек
                                                                                                                                                                                                                                                            • Артемий Троицкий

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Противоположности дал Бог, чтобы они «боролись между собой», считал:

                                                                                                                                                                                                                                                              • Паисий Величковский
                                                                                                                                                                                                                                                              • Георгий Конисский
                                                                                                                                                                                                                                                              • Феофан Прокопович
                                                                                                                                                                                                                                                              • Тихон Задонский

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Биофизик, основоположник гелиобиологии, биологической космологии и биоорганоритмологии — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                • А.Л. Чижевский
                                                                                                                                                                                                                                                                • В.И. Вернадский
                                                                                                                                                                                                                                                                • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                                                                                • К.Э. Циолковский

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Основным критерием в выборе начального этапа русской философии у большинства историков русской философии служит:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • христианский характер миросозерцания
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление понятийной формы, свойственной философской мысли Запада
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление социально-философской мысли
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление философских запросов

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Христианская философия, масонство, светская философия — основные направления философских учений России

                                                                                                                                                                                                                                                                    • XX в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XVII в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XIX в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XVIII в

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. По мнению митрополита Платона, главное в человеке — это его ...

                                                                                                                                                                                                                                                                      • воля
                                                                                                                                                                                                                                                                      • совесть
                                                                                                                                                                                                                                                                      • ответственность
                                                                                                                                                                                                                                                                      • разум

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Организационное оформление славянофильства датируется:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1829 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1832 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1839 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1825 г

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. «Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способный из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви», — писал:

                                                                                                                                                                                                                                                                          • Ф.М. Достоевский
                                                                                                                                                                                                                                                                          • К.Н. Леонтьев
                                                                                                                                                                                                                                                                          • Н.Н. Страхов
                                                                                                                                                                                                                                                                          • Н.В. Гоголь

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Богослов, философ, историк, православный священник, активный участник международного экуменического движения, автор работ «Пути русского богословия», «Византийские отцы V-VIII вв.» — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • П.А. Флоренский
                                                                                                                                                                                                                                                                            • Г.П. Федотов
                                                                                                                                                                                                                                                                            • Г.В. Флоровский
                                                                                                                                                                                                                                                                            • С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Евразийство как цивилизационный фактор — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями