История русской философии тест онлайн бесплатно |
|
| П.И. Новгородцев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.А. Алексеев (Аскольдов), С.Л. Франк | Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов (Алексеев), В.И. Иванов, С.А. Котляревский, В.Н. Муравьев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский | Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин, Ю.Н. Потехин | Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк |
|
| аристократия | конституционная монархия | демократия | самодержавная монархия |
|
| Н.О. Лосский | Я.Н. Колубовский | С.Л. Франк | В.В. Зеньковский |
|
| Софии | духовно-аскетической практике | русской средневековой философии | церкви |
|
| сверхнаучным интуитивным характером | специфическим подходом к мировым проблемам, особым способом их переживания | всемирно-историческим значением | диалектическим развитием |
|
| знания с глупостью | классов | интересов | идей и мотивов |
|
| выработать целостную систему христианской мысли | обратить основное внимание на сохранение и приумножение духовной культуры и преодолеть с этой целью партийную непримиримость и идеологический фанатизм | борьбы с секуляризмом, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени | непротиворечивость веры разуму и позитивной науке |
|
| понятие вечности и сверхвременности | линейное понимание времени: от творения до Страшного суда | идея вечного круговорота | динамическая концепция времени |
|
| исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни | в христианском вероучении предстоящее в конце времен окончательное воздаяние в виде суда вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми | философское учение, в соответствии с которым сознание внутренне связано с бытием и основывается на нем | мировоззренческий комплекс дохристианских представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядности, ритуальных правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую сторону жизни |
|
| народа | общества | государства | характера |
|
| Ф.М. Достоевский | К.Н. Леонтьев | Н.Н. Страхов | Н.В. Гоголь |
|
|
| фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями | философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности | фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада |
|
| «диалектический материализмом» | «исторический материализмом» | «антропологический материализмом» | «экономическим материализмом» |
|
| М.Г. Павлов | Д.М. Велланский | Я.П. Козельский | Д.С. Аничков |
|
| гипотезы | теории | знания | теоремы |
|
| история не имеет цели и смысла | история общества есть история непрерывной классовой борьбы | целью исторического развития должно стать восстановление утраченного баланса человека и природы | в своем историческом развитии общество проходит те же стадии духовного развития, что и отдельный человек |
|
| эоизма | нционализма | аорализма | пагматизма |
|
| Митрополит Илларион | Инок Филофей | Нил Сорский | Иосиф Волоцкий |
|
| создании мощного государства, которое не только смогло бы противостоять внешним геополитическим вызовам, но и модернизировать российскую экономику и победить коррупцию | создании политической свободы и в освоении духовного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности; кроме того, необходимо пробуждение национального самосознания народа, которое должны стимулировать и государство, и церковь | создании национального русского государства, опирающегося на традиции православия | воспитании устойчивого правосознания, на основе которого можно созидать здоровый государственный и социальный строй |
|
| В.С. Соловьев | А.С. Хомяков | Ю.Ф. Самарин | П.Я. Чаадаев |
|
| металогическим бытием | ноосферой | логосом | софией |
|
| Н.Я. Данилевский | К.Н. Леонтьев | Н.В. Гоголь | Н.Н. Страхов |
|
| Максим Грек | Иоанникий Лихуд | митрополит Иларион | Филофей |
|
| А.Ф. Лосев | П.А. Флоренский | В.И. Ленин | Г.Г. Шпет |
|
| деизм | политеизм | пантеизм | томизм |
|
| позволяет обнаружить и обосновать необходимый для личности общественный идеал | стремится осмыслить человека как целостное существо, таким, каков он есть, со всеми его скорбями и желаниями | гарантирует недопущение искажений субъектом познания объективных показаний предмета или события | призван установить степень и характер влияния субъективного на объективное |
|
| «Оправдание Бога» (теодицея) | Оправдание человека | Оправдание мира | Осуждение мира |
|
| иерархизации | координации | хаотизации | субординации |
|
| И.В. Киреевский | П.Д. Юркевич | А.С. Хомяков | Н.Ф. Федоров |
|
| государства | общества | культуры | цивилизации |
|
| волюнтаризм | метафизика | телеология | рационализм |
|
| Н.М. Муравьев | Д.В. Веневитинов | П.И. Пестель | И.Д. Якушкин |
|
| теургия | интенция | панлогизм | интуитивизм |
|
| разум и вера не только разнонаправлены, но в принципе несовместимы | все бытие состоит из трех уровней: макросом или Вселенная; микрокосм и символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм | реальность бытия — разная на поверхности и в глубине | путь к углубленному созерцанию бытия должен быть найден, прежде всего, в отношении к самому себе |
|
| обосновано | неопровержимо | принято | проверено |
|
| демократическое | идеократическое | конституционно-монархическое | монархическое |
|
| мистическая эволюция | духовная жизнь | сущность познания | основа мироздания |
|
| С.Н. Булгаков | Н.А. Бердяев | Н.О. Лосский | В.В. Зеньковский |
|
| «Абстракция необходима потому, что наше участие в абсолютном сознании несовершенно и неполно. Абстракция в познании является только средством и промежуточным звеном для установления конкретного единства сущего. Без абстракции мы не могли бы избавиться от субъективного и случайного в классификации непосредственных данных опыта и восстановить их абсолютный синтез, т.е. необходимый и объективный порядок, обусловливающий истину» | «Наше познание возможно лишь благодаря нашему участию в абсолютном сознании, благодаря тому, что человеческое и абсолютное мышление, отличаясь друг от друга, одновременно составляют одно неделимое целое» | «Нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы» | «Необходимо разграничение естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе — с вечными божественными идеями)» |
|
| Н.В. Станкевич | А.И. Герцен | Т.Н. Грановский | Н.Г. Чернышевский |
|
| противоречивость | несовместимость | относительность | взаимозависимость |
|
| XI-XIII вв | V-XV вв | XI-XVII вв | XIII-XV вв |
|
| заявляет о заимствованном характере русской философии | подчеркивает самобытный характер русской философии | говорит о необходимости донести до общеевропейской науки философское наследие древнерусских мыслителей в чистоте и неизменности | призывает освоить и творчески использовать положительный опыт нашего народа |
|
| Востока | Ближнего Востока | Евразии | Запада |
|
| В.Н. Татищева | митрополита Платона | Г. Конисского | А.Д. Кантемира |
|
| Я.П. Козельский | М.Г. Павлов | Д.С. Аничков | Д.М. Велланский |
|
| языческий | антихристианский | неоязыческий | христианский |
|
| выработке целостной системы христианской мысли | свободной встрече с христианским Западом и его проблематикой, на которую православие должно дать ответы из глубины своего опыта | конфессиональной самоизоляции и замкнутости | экуменическом движении |
|
| влияния Запада | образования государства | взаимодействия с Византией | христианизации |
|
| Н.Ф. Федоров | А.И. Герцен | Н.А. Бердяев | В.С. Соловьев |
|
| А. Белобоцкий | С. Денисов | С. Лихуд | И. Лихуд |
|
| интенциональных | имманентных | интуиционных | координацинных |
|
| К.Н. Леонтьев | Н.Я. Данилевский | Н.В. Гоголь | Н.Н. Страхов |
|
| страдания | развития | смерти | жизни |
|
| И.А. Ильин | Н.О. Лосский | С.Н. Булгаков | С.Л. Франк |
|
| ощущение есть первичная, элементарная форма отражения предмета в сознании и единственный источник нашего знания | представляя собой образ, снимок явлений материальной действительности, ощущение по своему содержанию объективно. Но отражение предмета в ощущении — в отличие от зеркала — представляет собой субъективный образ объективной действительности. Субъективность этого образа состоит в том, что степень правильности, точности отражения предмета зависит не от объекта, а от субъекта: внутреннее субъективное состояние человека, его личные особенности, его жизненный опыт накладывают свой отпечаток на даваемый чувствами образ | нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах | ощущение осуществляет непосредственную связь сознания с внешним миром и связано с превращением энергии из одной формы в другую, с переходом от одной формы движения к другой |
|
| платоновский тезис о трехчастной природе души | противопоставление духовного бытия телесному | органическая связь духовного и телесного начал в человеке | по творению можно познать Творца |
|
| Я.П. Козельский | С.Е. Десницкий | Д.М. Велланский | Д.С. Аничков |
|
| мудрый правитель | опытный священник | удалившийся от суеты мира подвижник | каждый человек, стремящийся к знанию |
|
| мертвец | слепец | глупец | подлец |
|
| бытии | фактах чувственного опыта | космосе | материи |
|
| самобытный характер | диалогизм | заимствованный характер | сочетание веры и разума, рассудочности и набожности |
|
| Г.В. Флоровский | А.Ф. Лосев | Г.В. Вернадский | Н.С. Трубецкой |
|
| поступок воспринимался славянами как ответственное действие | в представлении древних славян судьба человека и его свобода взаимосвязаны | человек обладает возможностью некоторого управления своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора | человек не властен над своей судьбой |
|
| Митрополит Иларион | Кирилл Туровский | Софоний Рязанец | Климент Смолятич |
|
| откровение | прозрение | чудо | вдохновение |
|
| Западом | ни Западом, ни Востоком | и Западом, и Востоком | Востоком |
|
| истинной веры | просвещения | либерализма | гуманизма |
|
| сенсуализм | агностицизм | эмпиризм и позитивизм | рационализм и скептицизм |
|
| вечности | физики | пространства | метафизики |
|
| единства и многообразия божественности | наличия пространственно-временных факторов в сотворенном мире | взаимосвязи духовных и материальных уровней мироздания | креационизма |
|
| интеллектуальная элита западных провинций Российской империи | адепты вовлечения России в культурную сферу Запада для обогащения достижений собственной цивилизации | приверженцы особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, стремлением к нравственным ценностям | сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру |
|
| смутой | опричниной | «иосифлянством» (стяжательством) | расколом |
|
| «Человек есть та точка опоры, посредством которой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям» | «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы» | «История человечества делится на две эпохи: «естественного состояния» и «гражданского общества». При этом «естественная» жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека» | «Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя» |
|
| идололатрией | идеолатрией | панэтизмом | супраморализмом |
|
| Филофея | Кирилла Туровского | Иосифа Волоцкого | Феодосия Печерского |
|
| Бога и Вселенной | человека и Церкви | Бога и человека | Вселенной и человека |
|
| христианство | евангельские притчи | жизнь героев античного романа | жизнь отдельно взятого человека, его возрастные, физические и духовные изменения |
|
| интуицией | целостностью | ценностью | Ииенцией |
|
| теизм | монотеизм | пантеизм | деизм |
|
| ноуменальное | координационное | дискурсивное | интенциональное |
|
| Социализм | Материализм | Позитивизм | Марксизм |
|
| Н.А. Бердяев | С.Л. Франк | В.В. Зеньковский | Н.О. Лосский |
|
| совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития | система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры | исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни | совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах |
|
| реальная актуальность | актуальная бесконечность | потенциальная бесконечность | актуальная реальность |
|
| вечном мире | перерастании пролетарской революции в демократическую | аграрной кооперации | пролетарской партии и диктатуре пролетариата |
|
| В.В. Зеньковский | С.Н. Булгаков | И.А. Ильин | Н.А. Бердяев |
|
| парламентаризм | республика | община | демократия |
|
| Н.О. Лосский | В.В. Розанов | С.Л. Франк | Г.Г. Шпет |
|
| обнищание масс | гражданская война | кризис верхов | повышение активности масс сверх обычного |
|
| софиология | всеединство | исихазм | космизм |
|
| богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии | учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов, вобравшее в себя элементы церковного предания и европейской мистики | вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых | учение о внутренней духовной сосредоточенности |
|
| Н.Я. Данилевский | К.Н. Леонтьев | Н.В. Гоголь | Н.Н. Страхов |
|
| П.Д. Юркевич | А.С. Хомяков | Н.Ф. Федоров | И.В. Киреевский |
|
| фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада | фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями | философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности |
|
| «мистический ирреализм» | «практический реализм» | «мистический персонализм» | «мистический реализм» |
|
| супраморализм | панморализм | панэтизм | панлогизм |
|
| теология | риторика | апологетика | схоластика |
|
| мистической утопией | результатом непонимания общественной природы власти | проявлением Церковного сервилизма | выражением мистико-эсхатологического понимания истории |
|
|
| Филофей | Василий Великий | Иоанн Грозный | Сильвестр |
|
| мистицизм | телеологизм | магизм | монизм |
|
| Византии | Болгарии | Сербии | Хазарии |
|
| Лихуды | Безобразовы | Денисовы | Соловьевы |
|
| В.В. Зеньковский | И.А. Ильин | Н.О. Лосский | С.Н. Булгаков |
|
| поддерживать баланс между Западом и Востоком | послужить мостом между Западом и Востоком | примирить Запад и Восток | синтезировать положительные стороны Запада и Востока |
|
| душа человека от рождения — «чистая доска» | мышление основывается на чувственных данных, а разум делает чувства человека изощреннее и тоньше | разум является единственным источником наших научных знаний о мире | мышление человека связано с его возрастным развитием |
|
| самоуправление, административная независимость православных | богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии | вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых | учение о внутренней духовной сосредоточенности |
|
| динамическую | релятивистскую | координационную | интуиционную |
|
| Ф. Прокопович | М.М. Щербатов | А.Д. Кантемир | В.Н. Татищев |
|
| В.Н. Татищев | Д.С. Аничков | Я.П. Козельский | Г. Конисский |
|
| к процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным | процесс познания имеет диалогическую природу | мир познаваем, в нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные; причем никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными не существует | существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений |
|
| эволюционизм | онтология | эпистемология | гносеология |
|
| П.Д. Юркевич | Н.Ф. Федоров | И.В. Киреевский | А.С. Хомяков |
|
|
| независимость от государства | явление через пышность славы Божией | социальное служение церкви | подражание византийским образцам |
|
| совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах | совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития | система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры | специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами |
|
| Протопоп Аввакум | Симеон Полоцкий | Никита Пустосвят | Боярыня Морозова |
|
| Н.О. Лосский | В.В. Зеньковский | Я.Н. Колубовский | С.Л. Франк |
|
| утверждает относительную самостоятельность мира | лишает мир онтологической значимости | отрицает автономность мира | фактически становится на атеистические позиции |
|
| скептицизм | эмпиризм | релятивизм | эмпириокритицизм |
|
| диалектикой | метафизикой | атеизмом | креационизмом |
|
| космизмом | всеединством | соборностью | византизмом |
|
| Вассиан Патрикеев | Иосиф Волоцкий | Максим Грек | Артемий Троицкий |
|
| Паисий Величковский | Георгий Конисский | Феофан Прокопович | Тихон Задонский |
|
| А.Л. Чижевский | В.И. Вернадский | Н.Ф. Федоров | К.Э. Циолковский |
|
| христианский характер миросозерцания | появление понятийной формы, свойственной философской мысли Запада | появление социально-философской мысли | появление философских запросов |
|
|
| воля | совесть | ответственность | разум |
|
|
| Ф.М. Достоевский | К.Н. Леонтьев | Н.Н. Страхов | Н.В. Гоголь |
|
| П.А. Флоренский | Г.П. Федотов | Г.В. Флоровский | С.Н. Булгаков |
|
| исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни | фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада | фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями |
|