Методологические основы психологии тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 150 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Подсказка
Мои просмотры:1




Методологические основы психологии тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Методологические основы психологии тест онлайн бесплатно

    1. Формой субъективных образов, в которой психическое отражение человека воспроизводит признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, является:

  • представление;
    ощущение;
    восприятие
  • внимание;
    воля

    • 2. Часть генеральной совокупности, которая реально изучается, — это:

    • статистическая совокупность
    • дисперсия
    • репрезентативность
    • выборка

      • 3. Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания

      • самонаблюдению
      • виртуальному анализу
      • самооценке
      • объективному наблюдению

        • 4. Психологическая ориентировка начинает действовать:

        • в условиях новизны ситуации
        • при монотонной работе
        • при высоком профессионализме
        • в стандартных условиях работы

          • 5. Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде, — это:

          • гипотеза
          • доктрина
          • концепция
          • парадигма

            • 6. Материальная причинная обусловленность психических явлений основана на:

            • детерминизме
            • индетерминизме
            • теологии
            • корреляции

              • 7. Верны ли определения?
                А) Концепция — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
                Б) Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

              • А — нет, Б — да
              • А — да, Б — нет
              • А — да, Б — да
              • А — нет, Б — нет

                • 8. При сохранении личной позиции человека в ситуации влияния на него значимых людей его конформность в социально-психологических отношениях проявляется в сознательной внешней

                • уступчивости
                • независимости
                • агрессивности
                • конфликтности

                  • 9. Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, — это:

                  • воображение
                  • психика
                  • коррекция
                  • ориентировка

                    • 10. Верны ли определения?
                      А) Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
                      Б) Теория — определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности

                    • А — да, Б — да
                    • А — нет, Б — да
                    • А — нет, Б — нет
                    • А — да, Б — нет

                      • 11. К общенаучным методам относятся:

                      • моделирование;
                        наблюдение;
                        эксперимент
                      • анкетирование;
                        тестирование

                        • 12. Происходившие в процессе эволюции научного знания смены парадигм не предполагали:

                        • строгого разграничения
                        • преемственности
                        • использования только нового
                        • сочетания нового со старым

                          • 13. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:

                          • состоянии и перспективах развития науки;
                            методах, способах организации познавательной деятельности
                          • специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты;
                            проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям
                          • принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии
                          • все перечисленное

                            • 14. Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется:

                            • чувствительностью
                            • сознанием
                            • сенсорными и умственными образами реальности
                            • раздражимостью

                              • 15. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого называется:

                              • отношением
                              • символом
                              • знанием
                              • речью

                                • 16. Уровень ____________________ основан на системном подходе и представляет собой учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества

                                • конкретно-научной методологии
                                • общенаучных принципов и форм исследования
                                • методики и техники исследования
                                • философской методологии

                                  • 17. Целостность восприятия реализуется в:

                                  • взаимосвязи и взаимодействии ощущений
                                  • преобладании нескольких ведущих ощущений
                                  • сумме ощущений
                                  • доминировании главного ощущения

                                    • 18. При рассмотрении структуры методологии науки принято выделять следующие ее уровни:

                                    • уровень философской методологии;
                                      уровень общенаучных принципов и форм исследования
                                    • уровень методики и техники исследования
                                    • уровень конкретно-научной методологии
                                    • все перечисленное

                                      • 19. Рефлексия для субъекта — это процесс ...

                                      • самосистематизации
                                      • самостимулирования
                                      • самомоделирования
                                      • самопознания

                                        • 20. Категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, — это:

                                        • предмет науки
                                        • объект познания
                                        • предмет познания
                                        • объект исследования

                                          • 21. Зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах, — это:

                                          • предмет науки
                                          • объект познания
                                          • объект исследования
                                          • предмет познания

                                            • 22. В ниже приведенный перечень признаков психики ошибочно внесен признак:

                                            • контроль правильности отражения через практику
                                            • теологическое происхождение
                                            • дающее образ предметной среды отражение
                                            • ориентация в предметной среде

                                              • 23. Бихевиоризм первоначально сложился в:

                                              • философии
                                              • физиологии
                                              • биологии
                                              • зоопсихологии

                                                • 24. Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, — это:

                                                • признаки
                                                • критерии
                                                • типы
                                                • способы

                                                  • 25. К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся:

                                                  • теория
                                                  • проблема
                                                  • гипотеза
                                                  • все перечисленное

                                                    • 26. То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть:

                                                    • качество
                                                    • признак
                                                    • свойство
                                                    • объективное

                                                      • 27. Ориентировочная деятельность, по мнению П.Я. Гальперина, — это:

                                                      • процесс поиска истины
                                                      • психология
                                                      • предмет
                                                      • процесс адаптации

                                                        • 28. Верны ли определения?
                                                          А) Принцип детерминизма рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
                                                          Б) Принцип развития ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений

                                                        • А — нет, Б — да
                                                        • А — да, Б — нет
                                                        • А — нет, Б — нет
                                                        • А — да, Б — да

                                                          • 29. Термин «психология» впервые появился в:

                                                          • VII веке до н.э. у древнегреческого философа Фалеса
                                                          • ХVIII веке у английского философа Джона Локка
                                                          • ХVII веке у французского философа Рене Декарта
                                                          • ХVIII веке у немецкого философа Христиана Вольфа

                                                            • 30. Сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся — это методологическая(-ий) ...

                                                            • принцип
                                                            • основа
                                                            • проблема
                                                            • функция

                                                              • 31. Часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, — это ____________________ исследования (в психологии)

                                                              • предмет
                                                              • объект
                                                              • субъект
                                                              • цель

                                                                • 32. Верны ли определения?
                                                                  А) Показатели — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
                                                                  Б) Показатели — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии

                                                                • А — нет, Б — нет
                                                                • А — да, Б — да
                                                                • А — нет, Б — да
                                                                • А — да, Б — нет

                                                                  • 33. Чаще всего сознание отождествлялось с:

                                                                  • восприятием;
                                                                    речью;
                                                                    памятью
                                                                  • вниманием;
                                                                    мышлением

                                                                    • 34. Верны ли утверждения?
                                                                      А) Принцип личностного подхода: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека
                                                                      Б) Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности

                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                    • А — да, Б — да
                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                    • А — нет, Б — нет

                                                                      • 35. Верны ли определения?
                                                                        А) Задача исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
                                                                        Б) Цель исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования

                                                                      • А — да, Б — да
                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                      • А — да, Б — нет

                                                                        • 36. Научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть, — это:

                                                                        • гипотеза
                                                                        • парадигма
                                                                        • теория
                                                                        • концепция

                                                                          • 37. Теоретическая проблема представляет собой словесную формулировку стоящей перед исследователем задачи

                                                                          • кто должен выяснить
                                                                          • у кого нужно выяснить
                                                                          • как лучше выяснить
                                                                          • что нужно выяснить

                                                                            • 38. Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает:

                                                                            • нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью;
                                                                              установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой;
                                                                              выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними;
                                                                              определение ее психологической структуры
                                                                            • изыскание возможностей вознаграждения за успехи

                                                                              • 39. На ____________________ этапе исследования на основе уточнения сущности и содержания исследуемых научных категорий по предполагаемому объекту и предмету исследования и управленческой практики разрабатывается программа исследования, выявляются наиболее актуальные проблемы исследования, приоритетные, прежде всего для организации, учреждения или учебного заведения, уточняется сам объект и предмет исследования, обосновываются цель и задачи исследования, вырабатывается научная гипотеза

                                                                              • методическом
                                                                              • аналитическом
                                                                              • экспериментальном
                                                                              • теоретическом

                                                                                • 40. По классификации Б.М. Кедрова, объектами науки могут выступать:

                                                                                • пришельцы;
                                                                                  космос;
                                                                                  животные
                                                                                • человек;
                                                                                  природа

                                                                                  • 41. Верны ли определения?
                                                                                    А) Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
                                                                                    Б) Концепция — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

                                                                                  • А — да, Б — да
                                                                                  • А — нет, Б — нет
                                                                                  • А — да, Б — нет
                                                                                  • А — нет, Б — да

                                                                                    • 42. Для сознания характерна:

                                                                                    • активность;
                                                                                      разная степень ясности;
                                                                                      способность к рефлексии
                                                                                    • стереотипность;
                                                                                      галлюцинации

                                                                                      • 43. Принцип ____________________ требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его психических свойств и качеств

                                                                                      • развития
                                                                                      • единства сознания и деятельности
                                                                                      • личностного подхода
                                                                                      • диалектической связи сущности и явления

                                                                                        • 44. Субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-либо — это:

                                                                                        • удовлетворенность
                                                                                        • потребность
                                                                                        • мотив
                                                                                        • фрустрация

                                                                                          • 45. Пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования, — это:

                                                                                          • формирующий эксперимент
                                                                                          • пилотажное исследование
                                                                                          • наблюдение
                                                                                          • лабораторный эксперимент

                                                                                            • 46. Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, — это ____________________ исследования

                                                                                            • методы
                                                                                            • задачи
                                                                                            • цели
                                                                                            • проблемы

                                                                                              • 47. Верны ли определения?
                                                                                                А) Критерии — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
                                                                                                Б) Критерии — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии

                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                              • А — нет, Б — нет
                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                              • А — да, Б — нет

                                                                                                • 48. Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие:

                                                                                                • 'интеллектуальных линз'
                                                                                                • промежуточных переменных
                                                                                                • когнитивных карт
                                                                                                • схем подкрепления

                                                                                                  • 49. К осознанным побуждениям относятся:

                                                                                                  • интерес;
                                                                                                    мотив;
                                                                                                    желание
                                                                                                  • установка;
                                                                                                    влечение

                                                                                                    • 50. Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие:

                                                                                                    • мнимая единица анализа психики
                                                                                                    • логический термин
                                                                                                    • ошибочное мнение исследователя
                                                                                                    • тип (стиль) научного мышления

                                                                                                      • 51. Нормативному методологическому знанию ошибочно приписывается функция

                                                                                                      • правильности постановки проблемы
                                                                                                      • улучшения организационной стороны исследования
                                                                                                      • побуждения к проведению исследования
                                                                                                      • предоставления средств для решения поставленных задач

                                                                                                        • 52. На разных этапах существования наука выполняла функции:

                                                                                                        • познавательную;
                                                                                                          объяснительную;
                                                                                                          стимулирующую
                                                                                                        • интегрирующую;
                                                                                                          моделирующую

                                                                                                          • 53. Принцип ____________________: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека

                                                                                                          • отражения
                                                                                                          • детерминизма
                                                                                                          • развития
                                                                                                          • единства сознания и деятельности

                                                                                                            • 54. А.Н. Леонтьевым мотив трактуется как:

                                                                                                            • побуждение в форме сознательно принятого решения
                                                                                                            • осознанное побуждение
                                                                                                            • опредмеченная потребность
                                                                                                            • осознаваемая причина действий и поступков

                                                                                                              • 55. Изучение организационной специфики научной деятельности и ее институтов, комплексное исследование научного труда, изучение деятельности по производству научных знаний — это:

                                                                                                              • культурология
                                                                                                              • религиоведение
                                                                                                              • науковедение
                                                                                                              • искусствоведение

                                                                                                                • 56. Уровень ____________________ ориентирован на совокупность методов, принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине, и применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания

                                                                                                                • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                • конкретно-научной методологии
                                                                                                                • методики и техники исследования
                                                                                                                • философской методологии

                                                                                                                  • 57. На ____________________ этапе осуществляется обобщение, количественный и качественный анализ, проводится статистическая обработка полученных результатов исследования

                                                                                                                  • методическом
                                                                                                                  • аналитическом
                                                                                                                  • теоретическом
                                                                                                                  • экспериментальном

                                                                                                                    • 58. Уровень ____________________ связан с описанием способов, конкретных приемов получения измеряемой информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей

                                                                                                                    • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                    • конкретно-научной методологии
                                                                                                                    • методики и техники исследования
                                                                                                                    • философской методологии

                                                                                                                      • 59. Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном:

                                                                                                                      • взаимопонимании;
                                                                                                                        эмоциональной удовлетворенности от общения;
                                                                                                                        желании сотрудничать;
                                                                                                                        доверии единомышленников
                                                                                                                      • соперничестве

                                                                                                                        • 60. Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, — это:

                                                                                                                        • мировоззрение
                                                                                                                        • гипотеза
                                                                                                                        • концепция
                                                                                                                        • теория

                                                                                                                          • 61. Процесс общения предусматривает предметный обмен:

                                                                                                                          • материальными ценностями
                                                                                                                          • мыслями
                                                                                                                          • чувствами
                                                                                                                          • мотивами

                                                                                                                            • 62. Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса и в то же время путь получения и обработки научной информации — это методология ...

                                                                                                                            • разработки
                                                                                                                            • планирования
                                                                                                                            • конкретного исследования
                                                                                                                            • прогнозирования

                                                                                                                              • 63. Верны ли определения?
                                                                                                                                А) Теоретические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
                                                                                                                                Б) Практические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее

                                                                                                                              • А — да, Б — нет
                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                              • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                • 64. Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как:

                                                                                                                                • мировоззренческой интерпретации результата науки
                                                                                                                                • организации и структурирования научного знания
                                                                                                                                • прогнозирования успешности процесса познания
                                                                                                                                • эвристики

                                                                                                                                  • 65. Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является:

                                                                                                                                  • мечта
                                                                                                                                  • реальный предмет
                                                                                                                                  • фантазия
                                                                                                                                  • психический образ

                                                                                                                                    • 66. В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя:

                                                                                                                                    • критическую оценку получаемых наукой знаний;
                                                                                                                                      анализ предпосылок и оснований научного познания;
                                                                                                                                      выявление детерминант процесса познания, его структуры
                                                                                                                                    • эмпирическое знание;
                                                                                                                                      научное знание

                                                                                                                                      • 67. Теория отличается от эмпирического знания:

                                                                                                                                      • достоверностью;
                                                                                                                                        обобщенностью;
                                                                                                                                        сопоставимостью
                                                                                                                                      • логичностью;
                                                                                                                                        вербальным выражением

                                                                                                                                        • 68. Несостоятельность бихевиоризма проявилась в:

                                                                                                                                        • недоступности психологического содержания поведения объективной регистрации;
                                                                                                                                          тезисе ненаучности психики;
                                                                                                                                          изучении поведения без явлений сознания;
                                                                                                                                          перенесении результатов исследования животных на человека
                                                                                                                                        • слабости философского обоснования поведения

                                                                                                                                          • 69. Теория призвана:

                                                                                                                                          • объяснять;
                                                                                                                                            предсказывать;
                                                                                                                                            описывать
                                                                                                                                          • опровергать;
                                                                                                                                            информировать

                                                                                                                                            • 70. Уровень ____________________ имеет форму философского знания, добываемого с помощью методов самой философии

                                                                                                                                            • конкретно-научной методологии
                                                                                                                                            • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                                            • методики и техники исследования
                                                                                                                                            • философской методологии

                                                                                                                                              • 71. Форма научного отображения проблемной ситуации — это проблема ...

                                                                                                                                              • методологии
                                                                                                                                              • планирования
                                                                                                                                              • исследования
                                                                                                                                              • прогнозирования

                                                                                                                                                • 72. Практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими, — это:

                                                                                                                                                • проблема
                                                                                                                                                • цель
                                                                                                                                                • принцип
                                                                                                                                                • задача

                                                                                                                                                  • 73. ____________________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей

                                                                                                                                                  • Методологическая
                                                                                                                                                  • Методическая
                                                                                                                                                  • Прогностическая
                                                                                                                                                  • Организационная

                                                                                                                                                    • 74. Верны ли определения?
                                                                                                                                                      А) Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
                                                                                                                                                      Б) Знание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий

                                                                                                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                    • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                    • А — да, Б — да

                                                                                                                                                      • 75. Верны ли определения?
                                                                                                                                                        А) Теория — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
                                                                                                                                                        Б) Проблема — практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими

                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                      • А — да, Б — да
                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                        • 76. Верны ли определения?
                                                                                                                                                          А) Предмет познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
                                                                                                                                                          Б) Объект познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности

                                                                                                                                                        • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                        • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                        • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                        • А — да, Б — да

                                                                                                                                                          • 77. Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания, называется:

                                                                                                                                                          • категорией
                                                                                                                                                          • дефиницией
                                                                                                                                                          • термином
                                                                                                                                                          • атрибутом

                                                                                                                                                            • 78. Научная деятельность есть процесс целенаправленного, организованного получения нового знания:

                                                                                                                                                            • в сфере исследовательской деятельности;
                                                                                                                                                              преимущественно в научных учреждениях;
                                                                                                                                                              в сообществе ученых
                                                                                                                                                            • в обыденном познании мира;
                                                                                                                                                              в производственной сфере

                                                                                                                                                              • 79. Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает:

                                                                                                                                                              • установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой;
                                                                                                                                                                определение ее структуры;
                                                                                                                                                                поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью
                                                                                                                                                              • отрицание ее структуры;
                                                                                                                                                                изменение ее структуры

                                                                                                                                                                • 80. Принцип ____________________ позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности

                                                                                                                                                                • отражения
                                                                                                                                                                • детерминизма
                                                                                                                                                                • развития
                                                                                                                                                                • диалектической связи сущности и явления

                                                                                                                                                                  • 81. Критерием научности знания является:

                                                                                                                                                                  • теория
                                                                                                                                                                  • мнение ученого совета
                                                                                                                                                                  • интуиция
                                                                                                                                                                  • практика

                                                                                                                                                                    • 82. Конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования, — это:

                                                                                                                                                                    • объект исследования
                                                                                                                                                                    • предмет познания
                                                                                                                                                                    • объект познания
                                                                                                                                                                    • предмет науки

                                                                                                                                                                      • 83. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                        А) Принцип отражения — рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
                                                                                                                                                                        Б) Принцип развития — требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой

                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                      • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                        • 84. Принципу развития свойственны элементы:

                                                                                                                                                                        • филогенеза;
                                                                                                                                                                          эволюции;
                                                                                                                                                                          онтогенеза
                                                                                                                                                                        • регрессии;
                                                                                                                                                                          необратимости

                                                                                                                                                                          • 85. Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, — это ____________________ исследования

                                                                                                                                                                          • мотив
                                                                                                                                                                          • задача
                                                                                                                                                                          • продукт
                                                                                                                                                                          • цель

                                                                                                                                                                            • 86. Основоположником психологии считают:

                                                                                                                                                                            • Платона
                                                                                                                                                                            • Авиценну
                                                                                                                                                                            • Демокрита
                                                                                                                                                                            • Аристотеля

                                                                                                                                                                              • 87. ____________________ этап — это этап создания методики исследования конкретного психологического процесса или явления

                                                                                                                                                                              • Аналитический
                                                                                                                                                                              • Теоретический
                                                                                                                                                                              • Экспериментальный
                                                                                                                                                                              • Методический

                                                                                                                                                                                • 88. Всеобщим свойством материи, заключающимся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные признаки, структурные характеристики, качества и отношения других объектов, является:

                                                                                                                                                                                • память
                                                                                                                                                                                • познаваемость
                                                                                                                                                                                • репродукция
                                                                                                                                                                                • отражение

                                                                                                                                                                                  • 89. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, называется:

                                                                                                                                                                                  • интуицией
                                                                                                                                                                                  • познанием
                                                                                                                                                                                  • анализом
                                                                                                                                                                                  • мышлением

                                                                                                                                                                                    • 90. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний — это:

                                                                                                                                                                                    • рефлексия
                                                                                                                                                                                    • интроспекция
                                                                                                                                                                                    • эмпатия
                                                                                                                                                                                    • мотивация

                                                                                                                                                                                      • 91. Атрибутами теории являются:

                                                                                                                                                                                      • ценность;
                                                                                                                                                                                        познавательные средства;
                                                                                                                                                                                        объект
                                                                                                                                                                                      • предмет;
                                                                                                                                                                                        доступность

                                                                                                                                                                                        • 92. Методология научного знания призвана сделать процесс познания:

                                                                                                                                                                                        • естественным;
                                                                                                                                                                                          функциональным;
                                                                                                                                                                                          гармоничным
                                                                                                                                                                                        • оптимальным;
                                                                                                                                                                                          достоверным

                                                                                                                                                                                          • 93. В общей классификации методов познания на основные группы отсутствуют методы:

                                                                                                                                                                                          • общенаучные
                                                                                                                                                                                          • конкретно-научные
                                                                                                                                                                                          • фундаментальные
                                                                                                                                                                                          • всеобщие

                                                                                                                                                                                            • 94. Из перечня исторических типов методологии науки следует исключить тип:

                                                                                                                                                                                            • персоналистский
                                                                                                                                                                                            • естественно-научный
                                                                                                                                                                                            • религиозный
                                                                                                                                                                                            • технократический

                                                                                                                                                                                              • 95. Редукция — это:

                                                                                                                                                                                              • отношение
                                                                                                                                                                                              • метод
                                                                                                                                                                                              • единица анализа
                                                                                                                                                                                              • принцип

                                                                                                                                                                                                • 96. В ниже приведенный перечень структурных компонентов деятельности ошибочно внесен:

                                                                                                                                                                                                • операция
                                                                                                                                                                                                • акт
                                                                                                                                                                                                • стереотип
                                                                                                                                                                                                • действие

                                                                                                                                                                                                  • 97. ____________________ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда

                                                                                                                                                                                                  • Методологическая
                                                                                                                                                                                                  • Прогностическая
                                                                                                                                                                                                  • Методическая
                                                                                                                                                                                                  • Организационная

                                                                                                                                                                                                    • 98. Неклассическая парадигма характеризовалась:

                                                                                                                                                                                                    • признанием зависимости от социальных обстоятельств;
                                                                                                                                                                                                      повышением роли субъекта познания;
                                                                                                                                                                                                      признанием 'открытого кризиса' в психологии
                                                                                                                                                                                                    • признанием абсолютного детерминизма;
                                                                                                                                                                                                      повышением роли объекта познания

                                                                                                                                                                                                      • 99. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                        А) Гипотеза — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
                                                                                                                                                                                                        Б) Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

                                                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                      • А — да, Б — да

                                                                                                                                                                                                        • 100. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого — это:

                                                                                                                                                                                                        • навык
                                                                                                                                                                                                        • автоматизм
                                                                                                                                                                                                        • знание
                                                                                                                                                                                                        • умение

                                                                                                                                                                                                          • 101. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                            А) Предмет познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
                                                                                                                                                                                                            Б) Объект познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах

                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да

                                                                                                                                                                                                            • 102. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                              А) Организационная функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
                                                                                                                                                                                                              Б) Методологическая функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей

                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                              • 103. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                А) Всеобщая методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
                                                                                                                                                                                                                Б) Частная методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования

                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                • 104. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:

                                                                                                                                                                                                                • категориальном аппарате;
                                                                                                                                                                                                                  детерминантах процесса познания и его структуре
                                                                                                                                                                                                                • предпосылках и основаниях научного познания;
                                                                                                                                                                                                                  предмете науки и конкретного исследования
                                                                                                                                                                                                                • принципах и подходах к организации научного познания
                                                                                                                                                                                                                • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                    А) На эмпирическом уровне познания преобладает живое созерцание; рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение
                                                                                                                                                                                                                    Б) Эмпирический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм; живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса

                                                                                                                                                                                                                  • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                  • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                  • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                  • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                      А) Объяснительные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта
                                                                                                                                                                                                                      Б) Описательные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта

                                                                                                                                                                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                    • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                    • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                      • 107. На разных этапах деятельности А.Н. Леонтьев и ученики его школы поддерживали в качестве единицы анализа психического:

                                                                                                                                                                                                                      • действие;
                                                                                                                                                                                                                        разумный смысл;
                                                                                                                                                                                                                        предметную деятельность
                                                                                                                                                                                                                      • живое движение;
                                                                                                                                                                                                                        значение

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности — это:

                                                                                                                                                                                                                        • гипотеза
                                                                                                                                                                                                                        • принцип
                                                                                                                                                                                                                        • мировоззрение
                                                                                                                                                                                                                        • концепция

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Сложность толкования потребностей, целей и мотивов объясняется:

                                                                                                                                                                                                                          • сложностью выделения из единого процесса деятельности взаимозависимых составляющих;
                                                                                                                                                                                                                            несоответствием между научными и обыденными понятиями;
                                                                                                                                                                                                                            сложившейся в русском языке терминологией
                                                                                                                                                                                                                          • бескомпромиссностью авторов;
                                                                                                                                                                                                                            слабостью толкования предмета психологии

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Основным видом деятельности является:

                                                                                                                                                                                                                            • труд;
                                                                                                                                                                                                                              игра;
                                                                                                                                                                                                                              учеба
                                                                                                                                                                                                                            • рефлексия;
                                                                                                                                                                                                                              спорт

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                А) Объект исследования (в психологии) — наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования
                                                                                                                                                                                                                                Б) Объект исследования (в психологии) — часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя

                                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Словесно методологическую проблему можно выразить фразой

                                                                                                                                                                                                                                • кому следует решать проблему
                                                                                                                                                                                                                                • как разрешить теоретическую проблему
                                                                                                                                                                                                                                • что подлежит выяснению
                                                                                                                                                                                                                                • кто носитель информации

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. Связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения, — это ____________________ наук

                                                                                                                                                                                                                                  • систематизация
                                                                                                                                                                                                                                  • классификация
                                                                                                                                                                                                                                  • типология
                                                                                                                                                                                                                                  • вариативность

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. По мнению В.Н. Помогайбина, основой исторических типов методологии науки являются подходы:

                                                                                                                                                                                                                                    • естественно-научный;
                                                                                                                                                                                                                                      спорт
                                                                                                                                                                                                                                    • религиозный;
                                                                                                                                                                                                                                      гуманитарный
                                                                                                                                                                                                                                    • массовидный
                                                                                                                                                                                                                                    • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, — это:

                                                                                                                                                                                                                                      • религия
                                                                                                                                                                                                                                      • наука
                                                                                                                                                                                                                                      • практика
                                                                                                                                                                                                                                      • культура

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Из перечня задач методологии психологии следует исключить поиск ответов на вопросы о:

                                                                                                                                                                                                                                        • принадлежности объектов исследований к школам, парадигмам
                                                                                                                                                                                                                                        • предмете науки и конкретного исследования
                                                                                                                                                                                                                                        • методах, способах организации познавательной деятельности
                                                                                                                                                                                                                                        • критической оценке получаемых наукой знаний

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                                            А) Предметом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество
                                                                                                                                                                                                                                            Б) Объектом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество

                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Первопричинами деятельности являются:

                                                                                                                                                                                                                                            • задача;
                                                                                                                                                                                                                                              цель;
                                                                                                                                                                                                                                              результат
                                                                                                                                                                                                                                            • приказ;
                                                                                                                                                                                                                                              потребность

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. По П.Я. Гальперину, действие имеет следующие параметры:

                                                                                                                                                                                                                                              • обобщенность;
                                                                                                                                                                                                                                                уровень выполнения;
                                                                                                                                                                                                                                                сокращенность;
                                                                                                                                                                                                                                                степень освоенности
                                                                                                                                                                                                                                              • эффективность

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                  А) Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
                                                                                                                                                                                                                                                  Б) Проблема — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве

                                                                                                                                                                                                                                                • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. К основным признакам деятельности относятся:

                                                                                                                                                                                                                                                  • субъектность;
                                                                                                                                                                                                                                                    сознательность;
                                                                                                                                                                                                                                                    целесообразность;
                                                                                                                                                                                                                                                    предметность
                                                                                                                                                                                                                                                  • ситуативность

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Принцип ____________________ ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений

                                                                                                                                                                                                                                                    • отражения
                                                                                                                                                                                                                                                    • развития
                                                                                                                                                                                                                                                    • диалектической связи сущности и явления
                                                                                                                                                                                                                                                    • детерминизма

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Субъективная, конкретизированная, осознанная модель желаемого результата деятельности (образ или вербальное описание), ради которого совершается деятельность, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                      • представлением
                                                                                                                                                                                                                                                      • целью
                                                                                                                                                                                                                                                      • проблемой
                                                                                                                                                                                                                                                      • задачей

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. ____________________ функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований

                                                                                                                                                                                                                                                        • Методическая
                                                                                                                                                                                                                                                        • Организационная
                                                                                                                                                                                                                                                        • Методологическая
                                                                                                                                                                                                                                                        • Прогностическая

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются:

                                                                                                                                                                                                                                                          • установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями;
                                                                                                                                                                                                                                                            контроль и коррекция выполнения действия;
                                                                                                                                                                                                                                                            анализ проблемной ситуации;
                                                                                                                                                                                                                                                            построение плана действия
                                                                                                                                                                                                                                                          • обнаружение результата действия

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Сфера организованной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                            • обучением
                                                                                                                                                                                                                                                            • наукой
                                                                                                                                                                                                                                                            • конструированием
                                                                                                                                                                                                                                                            • искусством

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи, — это ____________________ исследования

                                                                                                                                                                                                                                                              • проблема
                                                                                                                                                                                                                                                              • гипотеза
                                                                                                                                                                                                                                                              • концепция
                                                                                                                                                                                                                                                              • методика

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Из перечня признаков понятия 'принцип' следует исключить внесенный по ошибке признак:

                                                                                                                                                                                                                                                                • норма поведения и деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                • исходное положение теории, учения, организации
                                                                                                                                                                                                                                                                • анархизм
                                                                                                                                                                                                                                                                • основное правило поведения

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Принцип ____________________ требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой

                                                                                                                                                                                                                                                                  • отражения
                                                                                                                                                                                                                                                                  • детерминизма
                                                                                                                                                                                                                                                                  • развития
                                                                                                                                                                                                                                                                  • диалектической связи сущности и явления

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • принципы
                                                                                                                                                                                                                                                                    • мировоззрение
                                                                                                                                                                                                                                                                    • концепция
                                                                                                                                                                                                                                                                    • парадигма

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Порядок взаимного расположения наук в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                      • классификацией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • диспозицией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • структуризацией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • ранжированием

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Единица анализа изучаемого психологического явления должна представлять его:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • группу ведущих признаков
                                                                                                                                                                                                                                                                        • доминирующий признак
                                                                                                                                                                                                                                                                        • специфику
                                                                                                                                                                                                                                                                        • абстрактность

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                                                                            А) Объяснительные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях
                                                                                                                                                                                                                                                                            Б) Описательные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях

                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Основным идеалом ученых эпохи классической парадигмы выступала:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • астрономия
                                                                                                                                                                                                                                                                            • логика
                                                                                                                                                                                                                                                                            • математика
                                                                                                                                                                                                                                                                            • философия

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. В разные эпохи предметом психологии признавались:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • поведение;
                                                                                                                                                                                                                                                                                сознание;
                                                                                                                                                                                                                                                                                деятельность;
                                                                                                                                                                                                                                                                                душа
                                                                                                                                                                                                                                                                              • мозг

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Постановка научной проблемы предполагает:

                                                                                                                                                                                                                                                                                • осознание потребности в устранении дефицита;
                                                                                                                                                                                                                                                                                  описание проблемной ситуации на естественном языке
                                                                                                                                                                                                                                                                                • обнаружение существования неразработанности проблемы
                                                                                                                                                                                                                                                                                • формулирование проблемы в научных терминах
                                                                                                                                                                                                                                                                                • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Наиболее общими положениями системного подхода являются:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • единство сознания и деятельности;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    наличие признаков деятельности;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    системность деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • дескриптивность;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    рефлексивность

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования, — это психологическое ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • консультирование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • планирование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • исследование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • воздействие

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. В перечень форм детерминизма ошибочно внесен детерминизм:

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • системный
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • целевой
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • статистический
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • фатальный

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. В перечень уровней методологии ошибочно внесен уровень:

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • общенаучной методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • конкретно-научной методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • философской методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • гносеологической методологии

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                            А) Цели исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
                                                                                                                                                                                                                                                                                            Б) Задачи исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. Не получила признания на современном этапе развития методологии психологии парадигма

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • классическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • постнеклассическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • неклассическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • постклассическая

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. 'Заземленность', конкретность современных научных исследований, их прикладная направленность приводит порой к пренебрежению методологией, что, в свою очередь, становится причиной таких ошибок, как:

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • однообразие алгоритмов исследования без их 'привязки' к специфике;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                преувеличение безупречности современных методов исследования;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                преувеличение роли статистической обработки данных;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • слабость выводов и рекомендаций

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • самосознание
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • самонаблюдение
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • познание
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • рефлексия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. На ____________________ этапе продумываются возможности создания экспериментальной ситуации, чтобы можно было выявлять и изучать именно те показатели, признаки, которые наметил исследователь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • теоретическом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • экспериментальном
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • аналитическом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • методическом

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. При учете влияний на сферу сознательных психологических отношений следует исключить учет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • мотивов
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • интересов
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • чувств
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • влечений

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • переживанием
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • образом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • желанием
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • установкой

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          А) Методологическая проблема — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Б) Проблема исследования — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • виды
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • типы
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • критерии
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • показатели

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 150. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              А) Методическая функция программы психологического исследования содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Б) Методическая функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — да