Методология науки тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 150 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Подсказка
Мои просмотры:1




Методология науки тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Методология науки тест онлайн бесплатно

    1. Под стилем мышления понимают:

  • форму активности, направленную на целесообразное преобразование окружающего мира
  • совокупность познавательных форм объяснения действительности
  • систему представлений о мире и месте человека в нем
  • форму знаний, представляющую собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений

    • 2. Неклассическая наука конца ХIХ — середины ХХ вв. характеризуется:

    • пониманием относительной истинности теорий и картины природы
    • выдвижением на первый план междисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований
    • истолкованием объяснения как поиска механических причин явлений
    • широким использованием комплексных исследовательских программ

      • 3. Совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами, называется:

      • исследованием
      • экспериментом
      • методом научного познания
      • научной картиной мира

        • 4. Мотивы, составляющие внутреннюю мотивацию ученого, ...

        • выражают ориентацию на науку как процесс познания
        • направлены на принесение пользы обществу
        • ориентированы на достижение известности
        • связаны с раскрытием своих способностей

          • 5. Формой научного знания не является:

          • научная проблема
          • научная идея
          • научный факт
          • анализ

            • 6. Наука кибернетика возникла в:

            • начале XIX века
            • XX веке
            • Новое время
            • XVIII веке

              • 7. Значение воображения в научном творчестве заключается в том, что оно

              • позволяет всесторонне изучить объект исследования
              • способствует критическому отношению к идеям
              • определяет возможные приложения научных знаний
              • позволяет расшатывать привычные ассоциации и стимулирует появление новых идей

                • 8. Периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым, относится к __________________ открытиям

                • гипотетическим
                • преднамеренным
                • системным
                • случайным

                  • 9. Сторонники сциентизма ...

                  • видят негативные последствия научно-технического прогресса
                  • преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем
                  • преувеличивают возможности социальных (гуманитарных) наук
                  • недооценивают значение научного знания

                    • 10. Под актуальностью темы исследования понимается:

                    • ее экономическая эффективность
                    • ее важность для развития науки
                    • совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению
                    • острота потребности науки и практики в новом знании

                      • 11. Измерение является процессом определения:

                      • отдельных сторон предмета
                      • различий между предметами
                      • численного значения некоторой величины путем разложения предмета на составные части
                      • численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном

                        • 12. Системы неживой природы относятся к теории

                        • систем управления
                        • самоорганизации
                        • жестких систем
                        • мягких систем

                          • 13. Требующие теоретического объяснения зафиксированные в данной теории факты относятся к:

                          • исходной эмпирической основе
                          • корпусу теорий
                          • исходной теоретической основе
                          • логике теорий

                            • 14. Скачки, революционные переходы в науке позволяют совершать __________________ открытия.

                            • случайные
                            • парадигмальные
                            • экстраординарные
                            • преднамеренные

                              • 15. Перестройка научных традиций, стиля мышления происходит в ходе

                              • функционирования нормальной науки
                              • любого этапа развития научного знания
                              • научных революций
                              • эволюционного развития науки

                                • 16. Целью прикладной науки является:

                                • познание объективных законов мира как они существуют как бы 'сами по себе', безотносительно к потребностям и интересам человека
                                • объективное исследование природы и законов ее развития
                                • объяснение многих явлений общественной жизни прошлого и настоящего
                                • применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем

                                  • 17. Характерной чертой воображения является:

                                  • отражение свойств предметов и явлений в целом
                                  • соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов
                                  • восстановление образов по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий
                                  • создание первичного чувственного образа предмета или явления

                                    • 18. Преднамеренные новации возникают:

                                    • преимущественно при использовании эмпирических методов
                                    • как результат целенаправленных действий
                                    • как побочные результаты в ходе научного исследования
                                    • только в прикладных исследованиях

                                      • 19. Дедуктивная и индуктивная модели научного познания не предполагают, что ...

                                      • развитию науки способствуют как традиции, так и новации
                                      • в науке может содержаться вероятностное знание
                                      • научное знание развивается
                                      • в науке происходит смена парадигм

                                        • 20. Выдвижение гипотетического обобщения, из которого дедуктивно выводятся следствия, сопоставляющиеся с эмпирическими данными, характерно для:

                                        • индуктивной модели научного познания
                                        • вероятностно-статистического подхода
                                        • структурно-функционального подхода
                                        • гипотетико-дедуктивной модели научного познания

                                          • 21. По мнению К. Поппера, хорошая научная теория:

                                          • должна быть выводима из опыта
                                          • опирается на эмпирические факты
                                          • не противоречит экспериментальным данным
                                          • является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события

                                            • 22. В узком смысле научная проблема характеризуется:

                                            • недостаточностью фактов, требующихся для достижения цели
                                            • затруднением, преодоление которого возможно только с помощью моделирования
                                            • недостаточностью имеющихся средств достижения цели научного познания
                                            • множеством фактов, требующих теоретического объяснения

                                              • 23. Повысить активность наблюдения можно при помощи

                                              • аналогии
                                              • идеализации объекта
                                              • анализа
                                              • измерения объекта, его свойств, отношений

                                                • 24. Системные исследования опираются:

                                                • на функциональный подход
                                                • не на одну научную дисциплину, а используют знания различных областей
                                                • на конкретную научную дисциплину
                                                • на структурный подход

                                                  • 25. Ориентация на принесение пользы обществу, на полное раскрытие своих способностей и на достижение вненаучных целей относится к мотивации

                                                  • внутренней
                                                  • внешней
                                                  • социальной
                                                  • личностной

                                                    • 26. Главным идеологом эмпирических методов был:

                                                    • Т. Кун
                                                    • С.Р. Микулинский
                                                    • Р. Декарт
                                                    • Ф. Бэкон

                                                      • 27. В научном познании истинность является:

                                                      • отличием действительности от представления
                                                      • центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности
                                                      • необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки
                                                      • соединением индукции и дедукции

                                                        • 28. В методологию науки термин «научная парадигма» ввел:

                                                        • С.Р. Микулинский
                                                        • И. Лакатос
                                                        • Т. Кун
                                                        • К. Поппер

                                                          • 29. Формализация обеспечивает возможность исследования

                                                          • особенности функционирования систем
                                                          • реальных объектов и их свойств
                                                          • отдельных свойств объекта
                                                          • процесса исторического развития

                                                            • 30. Наблюдение относится к:

                                                            • синтезу
                                                            • научному факту
                                                            • измерению
                                                            • анализу

                                                              • 31. Алгоритмический подход широко используется:

                                                              • при описании процессов функционирования систем управления
                                                              • для выделения информационного аспекта различных явлений
                                                              • для выявления статистических закономерностей
                                                              • при исследовании внутренних и внешних связей объекта

                                                                • 32. К конструктивной научной теории относится:

                                                                • эволюционная теория Ч. Дарвина
                                                                • теория поля Д. Максвелла
                                                                • механика И. Ньютона
                                                                • теория элементарных частиц

                                                                  • 33. Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают:

                                                                  • фундаментальными, прикладными
                                                                  • понятийными, категориальными, методическими
                                                                  • частнонаучными, общенаучными
                                                                  • алфавитными, систематическими, алфавитно-предметными

                                                                    • 34. Перестройка оснований научной дисциплины начинается с:

                                                                    • появления гипотез, которые не находят подтверждения в рамках существующей картины мира
                                                                    • использования новых методов исследования
                                                                    • создания новых теорий
                                                                    • накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира

                                                                      • 35. В XVII-ХIХ вв. в развитии науки:

                                                                      • тенденция к дифференциации преобладала над интеграцией
                                                                      • тенденция к интеграции преобладала над дифференциацией
                                                                      • усиливались тенденции междисциплинарного синтеза
                                                                      • и дифференциация, и интеграция наук шли параллельно

                                                                        • 36. Из перечисленного, чертой(-ами) высокоодаренной личности не является(-ются):

                                                                        • склонность к риску;
                                                                          любознательность;
                                                                          нестандартность мышления
                                                                        • боязнь критики;
                                                                          инерция мышления

                                                                          • 37. Постепенное развитие процесса познания называется:

                                                                          • сменой парадигм
                                                                          • эволюцией
                                                                          • исследовательской программой
                                                                          • революцией

                                                                            • 38. Осуществляющееся логическим путем познание называется:

                                                                            • репродуктивным
                                                                            • эвристическим
                                                                            • интуитивным
                                                                            • дискурсивным

                                                                              • 39. Метод перехода от общих суждений к частным называется:

                                                                              • дедукция
                                                                              • умозаключение
                                                                              • анализ
                                                                              • индукция

                                                                                • 40. Познавательными идеалами не являются:

                                                                                • объяснение и описание
                                                                                • разложение и сравнение
                                                                                • построение и организация знаний
                                                                                • доказательства и обоснования знания

                                                                                  • 41. Из перечисленного, компонентом научной деятельности не является:

                                                                                  • тема исследования
                                                                                  • субъект
                                                                                  • средства научной деятельности
                                                                                  • объект

                                                                                    • 42. Абсолютное знание характеризуется исчерпывающим воспроизведением обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее

                                                                                    • абсолютное совпадение образа с объектом
                                                                                    • знание о предмете на основании его сходства с другими
                                                                                    • отражение объективной действительности в сознании человека
                                                                                    • практическое взаимодействие с объектом

                                                                                      • 43. Методологической основой __________________ является абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники

                                                                                      • антисциентизма
                                                                                      • евроцентризма
                                                                                      • сциентизма
                                                                                      • позитивизма

                                                                                        • 44. Лидером интерналистского направления в науке является:

                                                                                        • К. Поппер
                                                                                        • Т. Кун
                                                                                        • И. Лакатос
                                                                                        • А. Койре

                                                                                          • 45. Упорядоченность отношений в социальном институте достигается путем

                                                                                          • авторитарности руководства
                                                                                          • специальной его организации
                                                                                          • овладения правилами внутреннего распорядка
                                                                                          • нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий

                                                                                            • 46. В. Оствальдом выдеелны два типа стилей деятельности ученых:

                                                                                            • генераторы идей и критики
                                                                                            • теоретики и экспериментаторы
                                                                                            • интраверты и экстраверты
                                                                                            • классики и романтики

                                                                                              • 47. Глобальные научные революции характеризуются:

                                                                                              • включением новых областей окружающей действительности в сферу научного познания
                                                                                              • коренным преобразованием собственно научных, логических, философских оснований науки
                                                                                              • возникновением новых теорий
                                                                                              • проникновением парадигмальных установок одной науки в другую

                                                                                                • 48. Универсализм — характерная черта многих выдающихся ученых, которая проявляется как:

                                                                                                • владение всеми методами исследования как теоретического, так и эмпирического уровня
                                                                                                • глубина проникновения в различные сферы деятельности и способность к различным видам творчества
                                                                                                • стремление самореализоваться во многих областях
                                                                                                • отсутствие специализации в какой-либо области

                                                                                                  • 49. Существуют следующие типы воображения:

                                                                                                  • эмпирическое, теоретическое
                                                                                                  • логическое, критическое, творческое
                                                                                                  • преднамеренное и случайное
                                                                                                  • экстраординарное и парадигмальное

                                                                                                    • 50. Передача невербализованных традиций происходит на уровне

                                                                                                    • непосредственной демонстрации образцов
                                                                                                    • фиксации в учебниках
                                                                                                    • интуитивного понимания
                                                                                                    • словесных предписаний

                                                                                                      • 51. Под целью научного исследования понимается:

                                                                                                      • всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления
                                                                                                      • создание идеализированного объекта
                                                                                                      • проверка гипотез
                                                                                                      • создание новых научных теорий

                                                                                                        • 52. Под научным обзором понимают текст, ...

                                                                                                        • содержащий анализ полученных результатов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов
                                                                                                        • кратко излагающий содержание самого существенного в материале
                                                                                                        • содержащий синтезированную информацию сводного характера по какому-либо вопросу, извлеченную из специально отобранных для этой цели документов
                                                                                                        • включающий сведения о книгах, журналах, статьях

                                                                                                          • 53. Совершаемые в рамках и на основе существующих теорий, с помощью известных средств, приемов, процедур исследования, открытия называются:

                                                                                                          • нормальными
                                                                                                          • традиционными
                                                                                                          • парадигмальными
                                                                                                          • новационными

                                                                                                            • 54. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить содержащий общие представления о действительности и процессе познания

                                                                                                            • ментальный уровень
                                                                                                            • уровень интерпретации
                                                                                                            • уровень понимания
                                                                                                            • философский уровень

                                                                                                              • 55. Наука, изучающая построение новых действий в новой ситуации, называется:

                                                                                                              • эвристикой
                                                                                                              • методологией
                                                                                                              • майевтикой
                                                                                                              • синектикой

                                                                                                                • 56. Случайными открытиями являются те, ...

                                                                                                                • которые входят в противоречие с наличной системой знания
                                                                                                                • в которых результат не выступал в качестве первоначальной цели исследования
                                                                                                                • которые не выводятся логическим путем из существующих представлений
                                                                                                                • которые являются принципиально новым знанием

                                                                                                                  • 57. Общественная поддержка науки включает:

                                                                                                                  • формирование мировоззрения
                                                                                                                  • получение наукой финансовых и интеллектуальных ресурсов
                                                                                                                  • использование научных знаний в практической деятельности
                                                                                                                  • использование ценностей общества в научной деятельности

                                                                                                                    • 58. Не действующий на органы чувств человека вторичный образ предмета или явления называется:

                                                                                                                    • воображением
                                                                                                                    • ощущением
                                                                                                                    • представлением
                                                                                                                    • иллюзией

                                                                                                                      • 59. В __________________ каталоге карточки расположены по отраслям знаний

                                                                                                                      • понятийном
                                                                                                                      • фундаментальном
                                                                                                                      • алфавитно-предметном
                                                                                                                      • систематическом

                                                                                                                        • 60. Научной картиной мира является:

                                                                                                                        • систематизация знаний вне рамок соответствующей науки
                                                                                                                        • целостная система представлений об общих свойствах и законах природы
                                                                                                                        • исследовательская программа, направляющая постановку задач только теоретического поиска
                                                                                                                        • исследовательская программа, направляющая постановку задач только эмпирического поиска

                                                                                                                          • 61. Краткое изложение первичных документов или их части с основными фактическими сведениями и выводами называется:

                                                                                                                          • реферированием
                                                                                                                          • конспектированием
                                                                                                                          • библиографией
                                                                                                                          • обоснованием темы исследования

                                                                                                                            • 62. Социальный институт с точки зрения внутреннего устройства выступает как:

                                                                                                                            • совокупность подразделений
                                                                                                                            • сборник нормативных документов
                                                                                                                            • система норм и ценностей
                                                                                                                            • иерархические взаимоотношения

                                                                                                                              • 63. Важнейшей чертой общенаучных подходов является:

                                                                                                                              • исследование идеального объекта благодаря абстрагированию
                                                                                                                              • объяснение причин и закономерностей исследуемых явлений
                                                                                                                              • использование аксиом для получения остальных знаний по логическим правилам
                                                                                                                              • принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности

                                                                                                                                • 64. Интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации называется:

                                                                                                                                • предположение
                                                                                                                                • научная идея
                                                                                                                                • гипотеза
                                                                                                                                • теория

                                                                                                                                  • 65. Эвристическая деятельность человека — это:

                                                                                                                                  • логическая мыслительная
                                                                                                                                  • мыслительная, совершающаяся в подсознании
                                                                                                                                  • интуитивная мыслительная
                                                                                                                                  • интеллектуальная, направленная на поиск новых решений задач

                                                                                                                                    • 66. При переносе знания с модели на прототип, по сути дела, используется:

                                                                                                                                    • аналогия
                                                                                                                                    • анализ
                                                                                                                                    • эксперимент
                                                                                                                                    • наблюдение

                                                                                                                                      • 67. Не являются особенностями научного наблюдения:

                                                                                                                                      • связь с решением определенной теоретической задачи и проверкой гипотезы
                                                                                                                                      • планомерный и организованный характер
                                                                                                                                      • систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения
                                                                                                                                      • результативность и надежность метода

                                                                                                                                        • 68. В процессе смены парадигм происходит:

                                                                                                                                        • уточнение и развитие существующих теорий
                                                                                                                                        • борьба убеждений, осуществление и крушение надежд ученых
                                                                                                                                        • плавная смена стиля мышления
                                                                                                                                        • подтверждение существующих теорий

                                                                                                                                          • 69. Созданная в процессе исследования новая научно-техническая информация называется:

                                                                                                                                          • комплексной проблемой
                                                                                                                                          • научной теорией
                                                                                                                                          • продуктом исследования
                                                                                                                                          • научным направлением

                                                                                                                                            • 70. Работа Т. Куна, в которой он совершил крутой поворот в подходе к изучению науки, называется:

                                                                                                                                            • «Структура научных революций»
                                                                                                                                            • «Очерки развития историко-научной мысли»
                                                                                                                                            • «Традиции и новации в науке»
                                                                                                                                            • «Проблемы логики и методологии науки»

                                                                                                                                              • 71. Специфической особенностью научного познания не является:

                                                                                                                                              • нацеленность не только на изучение объектов в современной практике, но и могущих стать предметом освоения в будущем
                                                                                                                                              • получение знаний в ходе научного познания, являющихся системными и обоснованными
                                                                                                                                              • ориентация на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира
                                                                                                                                              • объяснение всего круга явлений для анализа которого используется само познание

                                                                                                                                                • 72. Теория эквивалентности относится к типу

                                                                                                                                                • математизированной теории
                                                                                                                                                • дедуктивной теории
                                                                                                                                                • аксиоматической теории
                                                                                                                                                • конструктивной теории

                                                                                                                                                  • 73. Начиная с ХVII в., идеалом классического естествознания является(-ются):

                                                                                                                                                  • идея соотношения разнообразных методов науки
                                                                                                                                                  • построение абсолютно истинной картины природы, выявляющей механические причины явлений
                                                                                                                                                  • теория, подтверждаемая экспериментально
                                                                                                                                                  • синтез и интеграция научного знания

                                                                                                                                                    • 74. Реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами в результате

                                                                                                                                                    • эксперимента
                                                                                                                                                    • идеализации
                                                                                                                                                    • вероятностного подхода
                                                                                                                                                    • моделирования

                                                                                                                                                      • 75. Основное отличие экстернализма от интернализма заключается в:

                                                                                                                                                      • соотношении эволюционного и революционного развития науки
                                                                                                                                                      • том, какие факторы рассматриваются причиной развития науки
                                                                                                                                                      • различных взглядах на ценность науки в обществе
                                                                                                                                                      • понимании роли революций в развитии науки

                                                                                                                                                        • 76. Доказательство в широком смысле понимается как любая процедура установления истинности какого-либо суждения при помощи

                                                                                                                                                        • всего аппарата методологических средств
                                                                                                                                                        • цепочки правильных умозаключений
                                                                                                                                                        • структурного подхода
                                                                                                                                                        • логических рассуждений

                                                                                                                                                          • 77. Соотношение индивидуальной и коллективной, профессиональной и социальной ответственности связано с:

                                                                                                                                                          • выявлением негативных последствий научно-технического прогресса
                                                                                                                                                          • особенностями организации науки на современном этапе
                                                                                                                                                          • переходом к программно-целевому принципу организации научных исследований
                                                                                                                                                          • вероятностно-статистическими исследованиями

                                                                                                                                                            • 78. Интернализм сводит роль внешних факторов к:

                                                                                                                                                            • условиям трансформации научных понятий и теорий
                                                                                                                                                            • причинам смены типов мышления
                                                                                                                                                            • созданию благоприятных или неблагоприятных условий развития науки
                                                                                                                                                            • прямому, непосредственному воздействию на нее

                                                                                                                                                              • 79. Логические позитивисты делят осмысленные высказывания на:

                                                                                                                                                              • простые и сложные
                                                                                                                                                              • синтетические и метафизические
                                                                                                                                                              • аналитические и синтетические
                                                                                                                                                              • аналитические и метафизические

                                                                                                                                                                • 80. Идеи евроцентризма были свойственны философии

                                                                                                                                                                • Гегеля
                                                                                                                                                                • Данилевского
                                                                                                                                                                • Аристотеля
                                                                                                                                                                • Шпенглера

                                                                                                                                                                  • 81. В соответствии с идеями В. Оствальда, стремление к индивидуальной работе, уединению, тщательной и всесторонней проработке идей характерно для:

                                                                                                                                                                  • классиков
                                                                                                                                                                  • романтиков
                                                                                                                                                                  • теоретиков
                                                                                                                                                                  • практиков

                                                                                                                                                                    • 82. По мнению логических позитивистов:

                                                                                                                                                                    • истинное знание — это единая система, не имеющая внутренних противоречий
                                                                                                                                                                    • единственно возможным знанием является лишь научное знание
                                                                                                                                                                    • единственно обоснованным и достоверным знанием является специально-научное знание
                                                                                                                                                                    • знание лишь то, что доказательно обосновано

                                                                                                                                                                      • 83. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию происходит в процессе

                                                                                                                                                                      • мышления
                                                                                                                                                                      • познания
                                                                                                                                                                      • развития
                                                                                                                                                                      • анализа

                                                                                                                                                                        • 84. Методологию науки можно определить как:

                                                                                                                                                                        • науку, исследующую изменения в структуре естествознания в связи с культурно-историческими, психологическими и теоретическими предпосылками научной деятельности
                                                                                                                                                                        • направление в науковедении, усматривающее источник развития научных идей во внешних, социальных факторах
                                                                                                                                                                        • философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания
                                                                                                                                                                        • науку о специфике и конкретных формах общественных отношений и законах их развития в сфере научной деятельности

                                                                                                                                                                          • 85. Негативные санкции к тем ученым, которые допускают отклонения от принятых в науке норм, выражаются в:

                                                                                                                                                                          • лишении ученого возможности заниматься наукой
                                                                                                                                                                          • ограничении прав и свобод
                                                                                                                                                                          • игнорировании коллегами того, что делает этот ученый
                                                                                                                                                                          • денежных штрафах

                                                                                                                                                                            • 86. Процесс создания нового, выходящего за пределы известного, называется:

                                                                                                                                                                            • научной деятельностью
                                                                                                                                                                            • вдохновением
                                                                                                                                                                            • творчеством
                                                                                                                                                                            • исследованием

                                                                                                                                                                              • 87. Проблема взаимоотношения науки и нравственности ставит вопрос о:

                                                                                                                                                                              • ценности научных знаний
                                                                                                                                                                              • моральном облике ученых
                                                                                                                                                                              • возможности использования научных открытий во вред всему человечеству
                                                                                                                                                                              • падении нравственности во всем мире

                                                                                                                                                                                • 88. Объектом научного исследования называется:

                                                                                                                                                                                • создаваемая научная теория
                                                                                                                                                                                • лабораторное оборудование, используемое в экспериментах
                                                                                                                                                                                • любой материальный объект окружающего мира
                                                                                                                                                                                • материальная или идеальная система, подвергаемая изучению

                                                                                                                                                                                  • 89. Моделью является:

                                                                                                                                                                                  • система, посредством которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез
                                                                                                                                                                                  • непосредственный объект исследования
                                                                                                                                                                                  • метод научного познания, посредством которого достигается знание о предмете на основании его сходства с другими
                                                                                                                                                                                  • система, замещающая в познавательных процессах оригинал и находящаяся с ним в отношении сходства

                                                                                                                                                                                    • 90. __________________ — это аспект исследуемого объекта, угол зрения, относительно которого получено или будет получено новое знание

                                                                                                                                                                                    • Тема
                                                                                                                                                                                    • Проблема
                                                                                                                                                                                    • Предмет
                                                                                                                                                                                    • Объект

                                                                                                                                                                                      • 91. Открытия, в которых в ходе поиска исследователь руководствуется определенными намерениями, целями, установками, называются:

                                                                                                                                                                                      • традиционными
                                                                                                                                                                                      • экстраординарными
                                                                                                                                                                                      • преднамеренными
                                                                                                                                                                                      • парадигмальными

                                                                                                                                                                                        • 92. В основе метода открытия научного знания, разработанного философом __________________, лежит индуктивное обобщение данных опыта

                                                                                                                                                                                        • Френсис Бэкон
                                                                                                                                                                                        • Рене Декарт
                                                                                                                                                                                        • Роджер Бэкон
                                                                                                                                                                                        • Христиан Вольф

                                                                                                                                                                                          • 93. Форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения, называется:

                                                                                                                                                                                          • суждение
                                                                                                                                                                                          • умозаключение
                                                                                                                                                                                          • научная идея
                                                                                                                                                                                          • наблюдение

                                                                                                                                                                                            • 94. Наука является сферой деятельности, функцией которой является:

                                                                                                                                                                                            • описание процессов действительности
                                                                                                                                                                                            • описание взаимодействия природы и общества
                                                                                                                                                                                            • отражение действительности в сознании человека
                                                                                                                                                                                            • выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

                                                                                                                                                                                              • 95. В узком смысле доказательства часто используются в:

                                                                                                                                                                                              • социологии
                                                                                                                                                                                              • точных науках
                                                                                                                                                                                              • гуманитарных науках
                                                                                                                                                                                              • логике, математике, теоретической физике

                                                                                                                                                                                                • 96. Под экстернализмом понимают такую концепцию развития науки, которая:

                                                                                                                                                                                                • развитие науки объясняет внутренней логикой движения научного знания
                                                                                                                                                                                                • прослеживает, каким образом происходит трансформация научных понятий и теорий
                                                                                                                                                                                                • рассматривает в единстве и взаимосвязи действие внешних и внутренних факторов
                                                                                                                                                                                                • ведущую роль отводит внешним факторам

                                                                                                                                                                                                  • 97. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами характерно для:

                                                                                                                                                                                                  • эмпирического познания
                                                                                                                                                                                                  • теоретического познания
                                                                                                                                                                                                  • понятия
                                                                                                                                                                                                  • относительного знания

                                                                                                                                                                                                    • 98. Широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории впервые стал:

                                                                                                                                                                                                    • Ньютон
                                                                                                                                                                                                    • Эйнштейн
                                                                                                                                                                                                    • Галилей
                                                                                                                                                                                                    • Бюффон

                                                                                                                                                                                                      • 99. Взаимодействие социальных и экономических условий с наукой рассматривается В экстернализме как:

                                                                                                                                                                                                      • единственный фактор развития науки
                                                                                                                                                                                                      • решающее в определении проблематики исследований
                                                                                                                                                                                                      • не влияющее на ход развития научного знания
                                                                                                                                                                                                      • их прямое, непосредственное воздействие на нее

                                                                                                                                                                                                        • 100. Глубокое качественное изменение в развитии науки называется:

                                                                                                                                                                                                        • революцией
                                                                                                                                                                                                        • изменением стиля мышления
                                                                                                                                                                                                        • эволюцией
                                                                                                                                                                                                        • парадигмой

                                                                                                                                                                                                          • 101. Разработка научной гипотезы на основе изучения физической, химической и других сущностей исследуемого объекта осуществляется посредством

                                                                                                                                                                                                          • гипотетического метода
                                                                                                                                                                                                          • гипотетико-дедуктивного метода
                                                                                                                                                                                                          • аксиоматического метода
                                                                                                                                                                                                          • исторического метода

                                                                                                                                                                                                            • 102. Инструменты, установки, материально-технические приборы, специально-научный и естественный языки относятся к:

                                                                                                                                                                                                            • субъекту научной деятельности
                                                                                                                                                                                                            • научному направлению
                                                                                                                                                                                                            • средствам научной деятельности
                                                                                                                                                                                                            • объекту научной деятельности

                                                                                                                                                                                                              • 103. Не являются главными компонентами основания науки

                                                                                                                                                                                                              • научные
                                                                                                                                                                                                              • философские
                                                                                                                                                                                                              • познавательные
                                                                                                                                                                                                              • логические

                                                                                                                                                                                                                • 104. Когда теоретический рост исследовательской программы предвосхищает рост эмпирический, т.е. она с успехом предсказывает новые факты, программа является:

                                                                                                                                                                                                                • регрессирующей
                                                                                                                                                                                                                • прогностической
                                                                                                                                                                                                                • прогрессирующей
                                                                                                                                                                                                                • парадигмальной

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Отклонение ученого от принятых в науке норм включает:

                                                                                                                                                                                                                  • нарушение логических правил
                                                                                                                                                                                                                  • ошибочные действия
                                                                                                                                                                                                                  • игнорирование экспериментальных данных
                                                                                                                                                                                                                  • фальсификацию результатов эксперимента, приписывание себе чужих достижений

                                                                                                                                                                                                                    • 106. По мнению Т. Куна, нормальная наука:

                                                                                                                                                                                                                    • совершает «прорыв» в неизведанное
                                                                                                                                                                                                                    • проверяет и уточняет факты, ищет новые, уже предсказанные теорией
                                                                                                                                                                                                                    • меняет мировоззрение и методологические основания науки
                                                                                                                                                                                                                    • обращается к философии для снятия кризисных явлений

                                                                                                                                                                                                                      • 107. Умозаключение — форма мышления, в результате которой

                                                                                                                                                                                                                      • выявляются особенности функционирования системы
                                                                                                                                                                                                                      • выводится связь между явлениями
                                                                                                                                                                                                                      • выводится новое суждение
                                                                                                                                                                                                                      • формируется целостная модель изучаемого объекта

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Форма организации, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется:

                                                                                                                                                                                                                        • теория
                                                                                                                                                                                                                        • закон
                                                                                                                                                                                                                        • гипотеза
                                                                                                                                                                                                                        • аксиома

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Методологию отличает от философской теории познания

                                                                                                                                                                                                                          • исследование процесса познавательной деятельности в целом
                                                                                                                                                                                                                          • направленность на логику развития и организации знания
                                                                                                                                                                                                                          • акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
                                                                                                                                                                                                                          • направленность на внутренние механизмы знания

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Инерция мышления — это:

                                                                                                                                                                                                                            • узкопрактический подход, связанный с излишней специализацией
                                                                                                                                                                                                                            • страх перед неудачей
                                                                                                                                                                                                                            • умение сосредоточить внимание и долго удерживать его на проблеме
                                                                                                                                                                                                                            • стремление действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Сциентизм в качестве осознанной ориентации утвердился в западной культуре в:

                                                                                                                                                                                                                              • конце XVIII века
                                                                                                                                                                                                                              • начале XX века
                                                                                                                                                                                                                              • начале XIX века
                                                                                                                                                                                                                              • конце XIX века

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Исторический метод познания предполагает:

                                                                                                                                                                                                                                • вывод понятий на основе определения их смысла через ранее выведенные понятия
                                                                                                                                                                                                                                • исследование возникновения, формирования и развития объекта
                                                                                                                                                                                                                                • объяснение причин и закономерностей исследуемых явлений
                                                                                                                                                                                                                                • разработку научной теории на основе изучения сущности предмета

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. __________________ — это внезапное озарение, схватывание элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач

                                                                                                                                                                                                                                  • Инсайт
                                                                                                                                                                                                                                  • Фантазия
                                                                                                                                                                                                                                  • Логические способности
                                                                                                                                                                                                                                  • Воображение

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Р. Декарт был сторонником

                                                                                                                                                                                                                                    • системного подхода
                                                                                                                                                                                                                                    • абстракции и формализации
                                                                                                                                                                                                                                    • дедукции и интуиции
                                                                                                                                                                                                                                    • индукции и дедукции

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Сферой упорядоченных отношений между людьми, устойчивой организации их деятельности является:

                                                                                                                                                                                                                                      • общественная организация
                                                                                                                                                                                                                                      • научно-исследовательский институт
                                                                                                                                                                                                                                      • сообщество ученых
                                                                                                                                                                                                                                      • социальный институт

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Для наук, непосредственно опирающихся на опыт, большое значение имеют методы

                                                                                                                                                                                                                                        • индукции
                                                                                                                                                                                                                                        • дедукции
                                                                                                                                                                                                                                        • моделирования
                                                                                                                                                                                                                                        • аналогии

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Примером метода __________________ является периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

                                                                                                                                                                                                                                          • аналогии
                                                                                                                                                                                                                                          • формализации
                                                                                                                                                                                                                                          • дедукции
                                                                                                                                                                                                                                          • классификации

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Согласно концепции Т. Куна, в рамках нормальной науки ученый:

                                                                                                                                                                                                                                            • работает в жестких традициях, не открывая ничего принципиально нового
                                                                                                                                                                                                                                            • включается в процесс смены парадигм
                                                                                                                                                                                                                                            • совершает открытия, являющиеся экстраординарными
                                                                                                                                                                                                                                            • изучает новые объекты новыми методами

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. В качестве примера описательной научной теории можно привести:

                                                                                                                                                                                                                                              • «Начала» Евклида
                                                                                                                                                                                                                                              • теорию информации
                                                                                                                                                                                                                                              • теорию поля Д. Максвелла
                                                                                                                                                                                                                                              • физиологическую теорию И.П. Павлова

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Представленная с помощью гипотетических допущений теоретическая модель существенных связей реальности — это:

                                                                                                                                                                                                                                                • реальный объект
                                                                                                                                                                                                                                                • идеализированный объект
                                                                                                                                                                                                                                                • качественный эксперимент
                                                                                                                                                                                                                                                • количественный эксперимент

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. Под интернализмом понимают такую концепцию развития науки, в которой

                                                                                                                                                                                                                                                  • главное значение в развитии науки отводится внешним факторам
                                                                                                                                                                                                                                                  • главное значение придается внутренним факторам развития науки
                                                                                                                                                                                                                                                  • наука рассматривается как явление, не замкнутое в себе и не подчиненное полностью внешним факторам
                                                                                                                                                                                                                                                  • основным считается эволюционный путь развития науки

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Проверенным практикой результатом познания действительности является:

                                                                                                                                                                                                                                                    • умозаключение
                                                                                                                                                                                                                                                    • абсолютное знание
                                                                                                                                                                                                                                                    • понятие
                                                                                                                                                                                                                                                    • знание

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. К методу построения и исследования теоретического объекта относится:

                                                                                                                                                                                                                                                      • научное доказательство
                                                                                                                                                                                                                                                      • аксиоматический метод
                                                                                                                                                                                                                                                      • абстрагирование
                                                                                                                                                                                                                                                      • структурный подход

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. В качестве исходных положений при гипотетико-дедуктивном построении области знания принимаются:

                                                                                                                                                                                                                                                        • теории
                                                                                                                                                                                                                                                        • законы
                                                                                                                                                                                                                                                        • вместо аксиом гипотезы
                                                                                                                                                                                                                                                        • вместо гипотез аксиомы

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Гипотеза не должна ...

                                                                                                                                                                                                                                                          • быть приложима к возможно более широкому кругу явлений
                                                                                                                                                                                                                                                          • объяснять более широкий круг явлений
                                                                                                                                                                                                                                                          • быть принципиально проверяемой
                                                                                                                                                                                                                                                          • по возможности противоречить ранее установленным фактам и положениям

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Общенаучные подходы ...

                                                                                                                                                                                                                                                            • не фиксируют определенный аспект исследования
                                                                                                                                                                                                                                                            • не указывают на специфику конкретных исследовательских средств
                                                                                                                                                                                                                                                            • ориентируют на изучение внутреннего строения системы
                                                                                                                                                                                                                                                            • ориентируют на выявление особенностей функционирования систем

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Необходимые для целостного познания объекта знания, используемые из различных областей, применяются в:

                                                                                                                                                                                                                                                              • структурном подходе
                                                                                                                                                                                                                                                              • системном подходе
                                                                                                                                                                                                                                                              • функциональном подходе
                                                                                                                                                                                                                                                              • вероятностном подходе

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Математический аппарат используют:

                                                                                                                                                                                                                                                                • дедуктивные теоретические системы
                                                                                                                                                                                                                                                                • конструктивные теории
                                                                                                                                                                                                                                                                • математизированные научные теории
                                                                                                                                                                                                                                                                • описательные научные теории

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Новые научные истины, согласно М. Планку, побеждают:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • в ходе упорной борьбы их сторонников и противников
                                                                                                                                                                                                                                                                  • в процессе эволюции научных знаний
                                                                                                                                                                                                                                                                  • из-за того, что их противников постепенно убеждают в правоте новых истин
                                                                                                                                                                                                                                                                  • в результате того, что противники их постепенно вымирают

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Утверждения научной теории непосредственно относятся к:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • реальным объектам
                                                                                                                                                                                                                                                                    • фактам
                                                                                                                                                                                                                                                                    • идеализированным объектам
                                                                                                                                                                                                                                                                    • понятиям

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Законы ...

                                                                                                                                                                                                                                                                      • не доказываются суждениями, ранее признанными истинными
                                                                                                                                                                                                                                                                      • не могут существовать вне научных теорий
                                                                                                                                                                                                                                                                      • не входят в состав научных теорий
                                                                                                                                                                                                                                                                      • входят в состав научных теорий

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Результатом обсуждения этических проблем науки является:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • осознание обществом ценности науки
                                                                                                                                                                                                                                                                        • настороженное отношение к науке как силе, влияющей на человека
                                                                                                                                                                                                                                                                        • выявление нерешенных наукой проблем
                                                                                                                                                                                                                                                                        • установление факторов, влияющих на развитие науки, отдельных научных направлений

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Научное сообщество признает в настоящее время, что ...

                                                                                                                                                                                                                                                                          • преобладающими в развитии науки являются внешние факторы
                                                                                                                                                                                                                                                                          • внешние факторы влияют на проблематику исследования, но на внутреннюю структуру знания влияния оказать не могут
                                                                                                                                                                                                                                                                          • в науке в единстве и взаимосвязи действуют как внешние, так и внутренние факторы
                                                                                                                                                                                                                                                                          • развитие науки может быть объяснено только внутренними закономерностями ее развития

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Возникновение науки относят к:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • VI век н.э.
                                                                                                                                                                                                                                                                            • VI веку до н.э.
                                                                                                                                                                                                                                                                            • конец IV века до н.э.
                                                                                                                                                                                                                                                                            • началу V века до н.э.

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Совокупность ценностей и вытекающих из них норм, на которые опирается наука как социальный институт, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • ценностными аспектами науки
                                                                                                                                                                                                                                                                              • ценностью науки
                                                                                                                                                                                                                                                                              • этосом науки
                                                                                                                                                                                                                                                                              • социальной ответственностью ученого

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Метод научного познания, где степень вероятности умозаключения зависит от количества сходных признаков у сравниваемых моделей, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                • формализация
                                                                                                                                                                                                                                                                                • аналогия
                                                                                                                                                                                                                                                                                • классификация
                                                                                                                                                                                                                                                                                • анализ

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Назначение методологии науки — ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • рассмотреть сложный объект как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • обеспечить возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • выделить этапы, фазы изучаемого процесса по тем или иным основаниям
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Предложением, фиксирующим __________________ является научный факт

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • эмпирическое знание
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • абсолютное знание
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • доказательство
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • относительное знание

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. Эмпирическое познание — это познание, обеспечивающее ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • преобразование различных представлений в целую картину
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • отражение в сознании человека существенных свойств связей между явлениями
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • непосредственную связь человека с окружающей действительностью
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • осознание сущности процессов

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. __________________ — это совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Цель
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Тема
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Проблема
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Актуальность

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Исследовательская программа, по мнению И. Лакатоса, может быть:

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • функциональной и конструктивной
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • революционной и эволюционной
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • динамической и стохастической
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • прогрессирующей и регрессирующей

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. Т. Кун связывает кризисные явления в развитии науки с:

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • возникновением новых научных проблем
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • появлением новых данных, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • включением в рассмотрение науки новых областей реальности
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • неспособностью используемых методов науки решить поставленные задачи

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. Круг допустимого, приемлемого, возможного поведения в рамках данного социального института очерчивают:

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • ценности
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • нормы
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • правила распорядка
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • идеалы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Доминирующей в ХХ в. становится тенденция к:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • синтезу наук
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • анализу наук
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • дифференциации научного знания
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • конкретизации научного знания

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. Социальный институт науки зародился в:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • ХVI-ХVII веках
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • V-VI веках
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • началу ХIХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • первой трети ХХ века

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. Суть популярной (перечисленной) индукции заключается в:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • логическом развертывании системы положений на базе исходного знания
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • выводе на основании исследования всех предметов (явлений) одного класса
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • выводе с помощью перехода от общих суждений к частным
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • выводе на основании наблюдения фактов, не противоречащие индуктивному обобщению

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Для современной науки характерным является:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • переход от проблемной к предметной ориентации
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • эволюционное развитие
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • переход от предметной к проблемной ориентации
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • усиление предметной ориентации

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. Зарождение социального института науки включает:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • формирование системы ценностей и норм науки, установление соответствия между этой системой и нормативно-ценностной системой общества в целом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • появление исследований, изучающих науку как социальный институт
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • осознание ценности науки обществом и его членами
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • расширение перечня методов исследования, возникновение методологии науки

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается новая постнеоклассическая наука, началась в (на):

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • середине ХIХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • последнее десятилетие ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • последнюю треть ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • рубеже ХIХ и ХХ веков

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 150. Установление между науками внутренних связей, создание обобщенных междисциплинарных подходов и концепций характерно для:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • дифференциации наук
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • интеграции наук
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • фундаментальных исследований
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • системного подхода