Введение в языкознание тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 150 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Подсказка
Мои просмотры:1




Введение в языкознание тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Введение в языкознание тест онлайн бесплатно

    1. Концепт отличается от гештальта, так как представляет собой ...

  • обобщенное представление в отличие от индивидуального, каковым и является гештальт
  • индивидуальное представление в отличие от обобщенного, каковым и является гештальт
  • единицу ментального лексикона
  • единицу хранения информации в памяти человека

    • 2. Область исследований в языкознании и семиотике, в которой изучаются функционирование языковых знаков в речи, — это:

    • социолингвистика
    • психолингвистика
    • прагматика
    • этнолингвистика

      • 3. Слова с противоположным значением, выступающие в качестве раздвоенного на противоположности единства, — это:

      • синонимы
      • омонимы
      • паронимы
      • антонимы

        • 4. Под речью понимают:

        • произнесение звуков
        • систему звуков
        • процесс говорения и речевую деятельность
        • систему знаков

          • 5. Падежные значения представлены как грамматическая категория в __________________ языке

          • английском
          • французском
          • русском
          • китайском

            • 6. Наука, изучающая звуковую сторону языка, звуки речи:

            • акустика
            • фонология
            • лингвистика
            • фонетика

              • 7. Из перечисленного, западно-греческое письмо легло в основу:

              • древнегерманское руническое;
                этрусское
              • византийское;
                классическое древнегреческое

                • 8. Система языковых норм и категорий, определяющая приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, а также раздел языкознания, исследующий эту систему, входят в понятие:

                • лексикология
                • орфография
                • грамматика
                • фразеология

                  • 9. Изучением основных способов обозначения графическими средствами звуковой стороны языка занимается:

                  • орфография
                  • грамматика
                  • фонетика
                  • орфоэпия

                    • 10. Пресуппозиция — это понятие, характеризующее ...

                    • наличие или отсутствие общих знаний и общего опыта у говорящих
                    • условия общения
                    • социальный статус коммуникантов
                    • степень информированности говорящих друг о друге

                      • 11. Билингвизм — это ситуация ...

                      • употребления двух языков в пределах одной социальной общности — государства, административной области, семьи
                      • слияния двух языков в один
                      • характеризующая знание двух языков одним индивидуумом
                      • взаимовлияния и взаимопроникновения двух языков

                        • 12. Обратные отношения слов выражает:

                        • омонимия
                        • конверсия
                        • антонимия
                        • синонимия

                          • 13. Минимальная произносительная единица и одновременно минимальная единица восприятия речи — это:

                          • слог
                          • звук
                          • морф
                          • слово

                            • 14. В лексическом составе любого языка можно выделить:

                            • как исконную, так и заимствованную лексику
                            • исконную лексику и незначительное количество интернациональной лексики
                            • в основном заимствованную лексику
                            • только исконную лексику

                              • 15. Диахронические универсалии — это:

                              • история формирования и развития одной из синтаксических категорий
                              • семантические универсалии, утратившие свое значение
                              • грамматические универсалии, представленные в древних языках
                              • общие тенденции в развитии различных языков

                                • 16. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют:

                                • лингвистическими
                                • стилистическими
                                • синтагматическими
                                • парадигматическими

                                  • 17. Первым типом письма, в котором основным принципом отражения информации является фонетический, является письмо

                                  • словесно-слоговое
                                  • алфавитное
                                  • слоговое
                                  • словесное

                                    • 18. Вид подчинительной связи, при которой главное слово не требует постановки зависимого в определенную грамматическую форму, поскольку последнее является неизменяемым, отношения между главным и зависимым словами выражаются либо порядком слов, либо интонационно, — это:

                                    • примыкание
                                    • управление
                                    • подчинение
                                    • согласование

                                      • 19. Под прагматической компетенцией понимают:

                                      • коммуникативную компетенцию
                                      • умение использовать языковые и речевые средства в зависимости от ситуации общения
                                      • умение точно и логично выражать свои мысли
                                      • умение синтаксически правильно строить высказывание

                                        • 20. Социальная дифференциация единиц языка проявляется в (во):

                                        • противопоставлении диалектов литературному языку
                                        • наличии в системе языка специальных слов, выражающих социальные понятия
                                        • внутрисистемном противопоставлении единиц языка разного уровня
                                        • особенностях произношения слов

                                          • 21. В структуре языковой личности непосредственно связан с устройством языка уровень:

                                          • вербально-грамматический
                                          • вербально-грамматический и семантический
                                          • прагматический
                                          • семантический

                                            • 22. Семитские алфавиты настоящего времени следует отнести к типам письма

                                            • слоговым
                                            • консонантным
                                            • алфавитным
                                            • словесным

                                              • 23. Выполняя коммуникативную функцию, язык тесно связан с наукой, которая изучает социальную дифференциацию общества. Эта наука

                                              • культурология
                                              • социология
                                              • психология
                                              • палеография

                                                • 24. Общественное знание реализуется:

                                                • только в языке и выражается только языком
                                                • в совокупности индивидуальных знаний, через индивидуальные знания
                                                • только в речевой деятельности
                                                • в общественных (социальных) формах коммуникации

                                                  • 25. Способ образования фонетически целостного сегмента высказывания — это:

                                                  • ударение
                                                  • экспрессия
                                                  • интонация
                                                  • темп речи

                                                    • 26. Из перечисленного, видами классификации языков являются:

                                                    • типологическая;
                                                      генеалогическая
                                                    • историческая

                                                      • 27. Такие формы деятельности человека, как трудовая, игровая, мыслительная, ...

                                                      • могут проходить в форме речевой деятельности
                                                      • не могут осуществляться без речевой деятельности
                                                      • всегда осуществляются без участия речевой деятельности
                                                      • никак не связаны с речевой деятельностью

                                                        • 28. Единицы ментального лексикона — это:

                                                        • слово, морфема, дериват, синоним, антоним, согласование, предложение
                                                        • образы, схемы действий, картины, гештальты
                                                        • референция, актуализация, пропозиция
                                                        • денотат, сигнификат, экстенсионал и интенсионал понятия, фрейм, метафора, наглядный образ

                                                          • 29. Основной единицей первичного восприятия речи является:

                                                          • слово
                                                          • предложение
                                                          • морфема
                                                          • звук

                                                            • 30. Отсутствие смысловой и синтаксической зависимости одного компонента предложения от другого характерно для связи

                                                            • согласования
                                                            • подчинительной
                                                            • управления
                                                            • сочинительной

                                                              • 31. Из перечисленного, выделяют по цели высказывания следующие типы коммуникативных актов:

                                                              • информативные;
                                                                побуждающие;
                                                                выражающие эмоциональные реакции на сообщаемое
                                                              • вопросительные

                                                                • 32. Лексический состав русского языка включает в себя

                                                                • в подавляющем большинстве исконную лексику и незначительное количество заимствований
                                                                • в основном заимствованную лексику
                                                                • только исконную лексику
                                                                • как исконную, так и заимствованную лексику

                                                                  • 33. Непременным условием заимствования является:

                                                                  • семантическое освоение слова
                                                                  • грамматическое освоение слова
                                                                  • синтаксическое освоение слова
                                                                  • фонетическое освоение слова

                                                                    • 34. Синонимом названия «формирующий» этап порождения речи является термин

                                                                    • «уровень лексико-грамматического структурирования»
                                                                    • «уровень внутренней речи»
                                                                    • «уровень внешней речи»
                                                                    • «мотивационно-логический»

                                                                      • 35. Ирландский, шотландский, бретонский, валлийский относятся к группе языков

                                                                      • германской
                                                                      • кельтской
                                                                      • романской
                                                                      • славянской

                                                                        • 36. Психолингвистика исследует проблемы

                                                                        • становления и развития речевой способности человека
                                                                        • связанные с говорящим субъектом и слушающим, их взаимодействием в ситуации общения
                                                                        • социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры
                                                                        • взаимодействия языковых факторов

                                                                          • 37. Изучение, описание и группировка языков на основании определения родственных связей между ними, т.е. на основе общности происхождения, — это классификация языков ...

                                                                          • историческая
                                                                          • сравнительная
                                                                          • генеалогическая
                                                                          • типологическая

                                                                            • 38. Понятие «этнография речи»:

                                                                            • выражает этнические особенности коммуникации
                                                                            • тесно связано с тезисом о неразрывности языка и культуры
                                                                            • некорректно
                                                                            • неразрывно связано с описанием невербальных форм коммуникации

                                                                              • 39. Селькупский, ненецкий, нганасанский языки относятся к ветви языков

                                                                              • кельтской
                                                                              • угорской
                                                                              • финской
                                                                              • самодийской

                                                                                • 40. Научная дисциплина, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи, становление языковой способности (онтогенез речи):

                                                                                • прагматика
                                                                                • филология
                                                                                • социолингвистика
                                                                                • психолингвистика

                                                                                  • 41. Синонимическими терминами по отношению к языковой личности являются:

                                                                                  • словарь языка, тезаурус
                                                                                  • носитель языка, автор текста, индивид, говорящий, идиолект
                                                                                  • человек, деятель, ученый
                                                                                  • носитель текста, книга, журнал, диск

                                                                                    • 42. Абхазо-адыгские, нахско-дагестанские, картвельские относятся к языкам

                                                                                    • китайско-тибетским
                                                                                    • кавказским
                                                                                    • монгольским
                                                                                    • тюркским

                                                                                      • 43. Упорядоченная система письменных знаков, передающих звуковой облик слов языка посредством символов — графем, изображающих отдельные звуковые элементы, называется:

                                                                                      • алфавитом
                                                                                      • шифром
                                                                                      • кодом
                                                                                      • транскрипцией

                                                                                        • 44. Хинди и урду относятся к группе языков

                                                                                        • кельтской
                                                                                        • греческой
                                                                                        • индийской
                                                                                        • иранской

                                                                                          • 45. Языковой личностью называют:

                                                                                          • не только конкретного индивидуума, но и любого носителя текстов, например, печатное издание, компьютерный диск
                                                                                          • только индивидуума, который в совершенстве владеет нормами языка и обладает определенными ораторскими способностями
                                                                                          • только известного писателя, который создал на каком-либо языке определенное множество текстов
                                                                                          • любого носителя того или иного языка, который воспринимается как автор произведенных им текстов с точки зрения использования в них единиц языка для отражения его видения действительности

                                                                                            • 46. Явные и скрытые цели высказывания, речевую тактику и типы речевого поведения, правила разговора, подчиненные принципу сотрудничества, отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику изучает:

                                                                                            • этнолингвистика
                                                                                            • психолингвистика
                                                                                            • социолингвистика
                                                                                            • прагматика

                                                                                              • 47. Расподобление звуков со сходной артикуляцией называется:

                                                                                              • комбинацией
                                                                                              • аккомодацией
                                                                                              • ассимиляцией
                                                                                              • диссимиляцией

                                                                                                • 48. Следующее положение: «Речь — это система непосредственных или опосредованных (задержанных) реакций человека на речевые или неречевые стимулы» характеризует взгляды ...

                                                                                                • Ч. Остгуда и других представителей психолингвистов «первой волны»
                                                                                                • российской психолингвистической школы
                                                                                                • Н. Хомского и его последователей
                                                                                                • Ф. де Соссюра

                                                                                                  • 49. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в:

                                                                                                  • выражении мыслей в целях сообщения их окружающим
                                                                                                  • организации движения мысли в нужном направлении
                                                                                                  • расчленении информации, то есть представлении ее в виде предметных образов и значений
                                                                                                  • побуждении человека к размышлениям

                                                                                                    • 50. К наиболее сильному воздействию языка на мышление привело:

                                                                                                    • формирование письменности
                                                                                                    • развитие функций человеческого мозга
                                                                                                    • формирование литературных языков
                                                                                                    • развитие устных форм коммуникации

                                                                                                      • 51. Пропозиция предложения «Николай работает» — это:

                                                                                                      • «Николай выздоровел»
                                                                                                      • «Николая нет дома, он находится на работе»
                                                                                                      • «Николай еще не вышел на пенсию и продолжает работать»
                                                                                                      • «Николай сейчас делает что-либо, занят чем-либо, что он считает работой»

                                                                                                        • 52. Письмо инков, которое представляло собой шнур с узлами, называлось:

                                                                                                        • пиктограммы
                                                                                                        • вампум
                                                                                                        • кипу
                                                                                                        • каури

                                                                                                          • 53. Первыми слоговое письмо, как явствует из специальных исследований, открыли

                                                                                                          • шумеры
                                                                                                          • финикийцы
                                                                                                          • египтяне
                                                                                                          • греки

                                                                                                            • 54. Основной задачей социолингвистики является:

                                                                                                            • изучение социального взаимодействия с помощью языка
                                                                                                            • изучение вариантов единиц языка и закономерностей их использования в различных социальных группах носителей языка
                                                                                                            • установление индивидуальных отклонений от норм литературного языка
                                                                                                            • установление социального предназначения языка

                                                                                                              • 55. Основным знаком в словесно-слоговой системе письма является:

                                                                                                              • слог
                                                                                                              • иероглиф
                                                                                                              • символ
                                                                                                              • буква

                                                                                                                • 56. Человек, использующий два языка при диглоссии, называется:

                                                                                                                • диглосс
                                                                                                                • билингв
                                                                                                                • полилингв
                                                                                                                • монолингв

                                                                                                                  • 57. Прямые методы обучения языку противостоят:

                                                                                                                  • интенсивным
                                                                                                                  • суггестивному
                                                                                                                  • коммуникативным
                                                                                                                  • грамматико-переводным

                                                                                                                    • 58. Психолингвистика использует приемы

                                                                                                                    • психологии и социологии
                                                                                                                    • лингвистики
                                                                                                                    • социологии и лингвистики
                                                                                                                    • психологии и лингвистики

                                                                                                                      • 59. Все современные методы обучения языкам основываются на следующем подходе

                                                                                                                      • психолингвистическом
                                                                                                                      • интенсивном
                                                                                                                      • сознательном
                                                                                                                      • коммуникативно-деятельностном

                                                                                                                        • 60. Экспрессивная функция свойственна

                                                                                                                        • жаргонизмам
                                                                                                                        • терминам
                                                                                                                        • арготизмам
                                                                                                                        • диалектизмам

                                                                                                                          • 61. Венгерский, мансийский, хантыйский языки относятся к ветви языков

                                                                                                                          • кельтской
                                                                                                                          • финской
                                                                                                                          • самодийской
                                                                                                                          • угорской

                                                                                                                            • 62. Неразличение нескольких фонем в определенной фонетической позиции — это:

                                                                                                                            • слабая позиция
                                                                                                                            • нейтрализация
                                                                                                                            • сильная позиция
                                                                                                                            • диссимиляция

                                                                                                                              • 63. Глиняный диск из Феста является уникальным памятником письменности

                                                                                                                              • словесно-слоговой
                                                                                                                              • алфавитной
                                                                                                                              • слоговой
                                                                                                                              • словесной

                                                                                                                                • 64. Речевую деятельность следует рассматривать как:

                                                                                                                                • процесс, не имеющий отношения к деятельности
                                                                                                                                • частный случай деятельности человека
                                                                                                                                • вид ментальной деятельности
                                                                                                                                • вид трудовой деятельности

                                                                                                                                  • 65. Синтаксические категории в языке выражаются с помощью

                                                                                                                                  • синтаксической связи, порядка слов, актуального членения предложения, структурной схемы предложения
                                                                                                                                  • служебных и знаменательных слов
                                                                                                                                  • только служебных слов
                                                                                                                                  • аффиксов — суффиксов и флексий

                                                                                                                                    • 66. Психолингвистика является:

                                                                                                                                    • разделом лингвистики
                                                                                                                                    • самостоятельной междисциплинарной наукой
                                                                                                                                    • разделом психологии
                                                                                                                                    • разделом когнитивной психологии

                                                                                                                                      • 67. Между литературной формой языка и его нелитературными вариантами

                                                                                                                                      • не существует связи
                                                                                                                                      • осуществляется постоянная взаимосвязь за счет воздействия друг на друга
                                                                                                                                      • существует односторонняя связь: литературный язык постоянно пополняется и обновляется за счет народно-разговорной речи
                                                                                                                                      • существует односторонняя связь: диалекты и просторечие постоянно подвергаются воздействию со стороны литературного языка

                                                                                                                                        • 68. Социальный диалект — это:

                                                                                                                                        • наречие
                                                                                                                                        • койне
                                                                                                                                        • жаргон
                                                                                                                                        • просторечие

                                                                                                                                          • 69. Три большие ветви: тюркскую, монгольскую, тунгусо-манчжурскую — объединяет языковая семья

                                                                                                                                          • уральская
                                                                                                                                          • афрозийская
                                                                                                                                          • индоевропейская
                                                                                                                                          • алтайская

                                                                                                                                            • 70. Семантические примитивы — это:

                                                                                                                                            • слова, самые простые по своему значению
                                                                                                                                            • группа слов и аффиксов, с помощью которых можно выражать свои мысли на каком-либо языке
                                                                                                                                            • слова древних примитивных языков
                                                                                                                                            • элементарные единицы значения, с помощью которых можно описать все вербально выраженные значения

                                                                                                                                              • 71. Из перечисленных органов, в речевой аппарат входят:

                                                                                                                                              • язык;
                                                                                                                                                легкие;
                                                                                                                                                губы
                                                                                                                                              • нос

                                                                                                                                                • 72. Наличие у слова более чем одного значения — это:

                                                                                                                                                • метафора
                                                                                                                                                • полисемия
                                                                                                                                                • омонимия
                                                                                                                                                • синонимия

                                                                                                                                                  • 73. Слова, совпадающие по своему написанию и звучанию, но не связанные по значению и различающиеся в речи лишь благодаря контекстуальному окружению, — это:

                                                                                                                                                  • антонимы
                                                                                                                                                  • паронимы
                                                                                                                                                  • омонимы
                                                                                                                                                  • синонимы

                                                                                                                                                    • 74. Понятие «ассоциативный тезаурус» языковой личности — это:

                                                                                                                                                    • то же, что и внутренний лексикон
                                                                                                                                                    • ассоциативные связи слов
                                                                                                                                                    • семантические связи слов и морфем языка
                                                                                                                                                    • особый жанр лингвистического словаря

                                                                                                                                                      • 75. Арго представляет собой ...

                                                                                                                                                      • совокупность близких жаргонов
                                                                                                                                                      • открытую лексическую подсистему
                                                                                                                                                      • закрытую лексико-грамматическую систему
                                                                                                                                                      • закрытую лексическую подсистему

                                                                                                                                                        • 76. К вербально-грамматическому уровню относятся следующие единицы:

                                                                                                                                                        • слово, морфема, дериват, синоним, антоним, согласование, предложение
                                                                                                                                                        • референция, актуализация, пропозиция
                                                                                                                                                        • синтагма, парадигма, категория, семиотика
                                                                                                                                                        • значение, понятие, сигнификат, коннотация, фонема

                                                                                                                                                          • 77. Особенности социолекта проявляются наиболее ярко на следующих уровнях языка

                                                                                                                                                          • синтаксическом и фонетическом
                                                                                                                                                          • грамматическом и фонетическом
                                                                                                                                                          • синтаксическом и лексическом
                                                                                                                                                          • лексическом и фонетическом

                                                                                                                                                            • 78. Новейшие достижения в изучении физиологии речи

                                                                                                                                                            • следует учитывать при разработке психолингвистической теории
                                                                                                                                                            • противоречат данным психолингвистической теории
                                                                                                                                                            • никак не влияют на формирование психолингвистической теории
                                                                                                                                                            • составляют основу психолингвистической теории

                                                                                                                                                              • 79. Сделал попытку дать «концептуальную классификацию языков, исходя из мысли, что «всякий язык есть оформленный язык»:

                                                                                                                                                              • А. Шлейхер
                                                                                                                                                              • Э. Сепир
                                                                                                                                                              • В. фон Гумбольдт
                                                                                                                                                              • братья Шлегель

                                                                                                                                                                • 80. Из перечисленных ударений, в языкознании различают:

                                                                                                                                                                • фразовое;
                                                                                                                                                                  синтагматическое;
                                                                                                                                                                  словесное
                                                                                                                                                                • логическое

                                                                                                                                                                  • 81. Из перечисленного, семито-хамитскую, или афразийскую, группу языков составляют ветви:

                                                                                                                                                                  • чадская;
                                                                                                                                                                    берберо-ливийская;
                                                                                                                                                                    семитская
                                                                                                                                                                  • романская

                                                                                                                                                                    • 82. Историко-культурный ареал — это:

                                                                                                                                                                    • объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т.п.
                                                                                                                                                                    • то же, что и языковой союз
                                                                                                                                                                    • объединение народов на основании этнического родства
                                                                                                                                                                    • объединение нескольких языковых союзов

                                                                                                                                                                      • 83. Письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма являются __________________ палеографии

                                                                                                                                                                      • объектом
                                                                                                                                                                      • целью
                                                                                                                                                                      • результатом
                                                                                                                                                                      • субъектом

                                                                                                                                                                        • 84. Из перечисленного, восточно-греческое письмо легло в основу:

                                                                                                                                                                        • готское;
                                                                                                                                                                          армянское;
                                                                                                                                                                          грузинское
                                                                                                                                                                        • этрусское

                                                                                                                                                                          • 85. Постепенное стирание различий между двумя вариантами языковой системы, завершающееся полным совпадением, называется:

                                                                                                                                                                          • дифференциацией
                                                                                                                                                                          • интеграцией
                                                                                                                                                                          • полилингвизмом
                                                                                                                                                                          • билингвизмом

                                                                                                                                                                            • 86. В науке выделяют несколько семей языков, каждая из которых происходит из одного:

                                                                                                                                                                            • коренного языка
                                                                                                                                                                            • основного языка
                                                                                                                                                                            • первостепенного языка
                                                                                                                                                                            • праязыка

                                                                                                                                                                              • 87. Логическая и языковая категории, между которыми нет прямой связи, — это:

                                                                                                                                                                              • качество и имя прилагательное
                                                                                                                                                                              • время действия и место действия
                                                                                                                                                                              • предмет и имя существительное
                                                                                                                                                                              • количество и число

                                                                                                                                                                                • 88. Первым алфавитом считается:

                                                                                                                                                                                • латинский
                                                                                                                                                                                • глаголица
                                                                                                                                                                                • греческий
                                                                                                                                                                                • кириллица

                                                                                                                                                                                  • 89. Выделить эргативный тип языков позволило построение типологии

                                                                                                                                                                                  • фонетической
                                                                                                                                                                                  • морфологической
                                                                                                                                                                                  • синтаксической и фонетической
                                                                                                                                                                                  • синтаксической

                                                                                                                                                                                    • 90. Романские языки сформировались:

                                                                                                                                                                                    • в процессе постоянного контактирования языков в регионе
                                                                                                                                                                                    • в результате смешения вульгарной латыни с родными диалектами жителей римских провинций
                                                                                                                                                                                    • в ходе диалектной дифференциации латинского языка
                                                                                                                                                                                    • в результате действия общих тенденций в развитии генетически разнородных языков

                                                                                                                                                                                      • 91. Логика — это:

                                                                                                                                                                                      • правильно организованный процесс мышления
                                                                                                                                                                                      • научная дисциплина, исследующая законы мышления
                                                                                                                                                                                      • научная дисциплина, исследующая законы правильного построения высказывания с целью воздействия на слушающего
                                                                                                                                                                                      • совокупность ментальных операций, устанавливающих связь между явлениями

                                                                                                                                                                                        • 92. Из перечисленного, основными единицами синтаксиса являются:

                                                                                                                                                                                        • словоформа;
                                                                                                                                                                                          предложение;
                                                                                                                                                                                          словосочетание
                                                                                                                                                                                        • слог

                                                                                                                                                                                          • 93. Из перечисленного, основными признаками слова являются:

                                                                                                                                                                                          • синтаксическая ценность;
                                                                                                                                                                                            лексическая ценность;
                                                                                                                                                                                            семантическая ценность
                                                                                                                                                                                          • морфологическая ценность

                                                                                                                                                                                            • 94. Актуальный смысл высказывания — это:

                                                                                                                                                                                            • то же, что и подтекст
                                                                                                                                                                                            • смысл высказывания в конкретной речевой ситуации, конкретном контексте
                                                                                                                                                                                            • смысл, который воспринимает слушающий и который существенно отличается от замысла говорящего
                                                                                                                                                                                            • то же, что и пропозиция

                                                                                                                                                                                              • 95. Прагматикон по Ю.Н. Караулову — это:

                                                                                                                                                                                              • понятие, характеризующее уровень знания единиц языка
                                                                                                                                                                                              • совокупность знаний о семантике единиц языка
                                                                                                                                                                                              • набор представлений, регламентирующих выбор единиц языка, определяющих уместность использования данного знака в конкретной ситуации
                                                                                                                                                                                              • набор синтаксических правил языка

                                                                                                                                                                                                • 96. Койне — это:

                                                                                                                                                                                                • функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства общения между носителями разных диалектов или языков
                                                                                                                                                                                                • креольский язык
                                                                                                                                                                                                • язык международного общения
                                                                                                                                                                                                • литературный язык

                                                                                                                                                                                                  • 97. Классический латинский алфавит сложился к:

                                                                                                                                                                                                  • III веке н.э.
                                                                                                                                                                                                  • IV веке до н.э.
                                                                                                                                                                                                  • III веке до н.э.
                                                                                                                                                                                                  • IV веке н.э.

                                                                                                                                                                                                    • 98. Жаргон реализуется:

                                                                                                                                                                                                    • только на грамматическом уровне языка
                                                                                                                                                                                                    • только на лексико-семантическом уровне языка
                                                                                                                                                                                                    • только на фонетическом уровне языка
                                                                                                                                                                                                    • на лексическом и на грамматическом уровнях языка

                                                                                                                                                                                                      • 99. Историческое развитие языковой системы во времени называют:

                                                                                                                                                                                                      • синхронией
                                                                                                                                                                                                      • хронологией
                                                                                                                                                                                                      • диахронией
                                                                                                                                                                                                      • систематикой

                                                                                                                                                                                                        • 100. Уровень коммуникативной компетенции зависит от:

                                                                                                                                                                                                        • характера, темперамента и других психических качеств личности
                                                                                                                                                                                                        • уровня владения языком, опыта речевого общения, владения нормами речевого общения и речевой культуры
                                                                                                                                                                                                        • социального положения индивидуума
                                                                                                                                                                                                        • словарного запаса индивидуума

                                                                                                                                                                                                          • 101. Морфология и синтаксис выделяются в:

                                                                                                                                                                                                          • фонетике
                                                                                                                                                                                                          • лексикологии
                                                                                                                                                                                                          • языкознании
                                                                                                                                                                                                          • грамматике

                                                                                                                                                                                                            • 102. Грамматико-переводные методы обучения языку противостоят:

                                                                                                                                                                                                            • компьютерным технологиям обучения
                                                                                                                                                                                                            • аналитическим
                                                                                                                                                                                                            • прямым
                                                                                                                                                                                                            • интенсивным

                                                                                                                                                                                                              • 103. Элементарная модель порождения речи, разработанная А.Н. Леонтьевым, состояла из:

                                                                                                                                                                                                              • внутреннего программирования, внутреннего синтаксирования, озвучивания
                                                                                                                                                                                                              • нахождения вербальных форм
                                                                                                                                                                                                              • внутреннего программирования
                                                                                                                                                                                                              • внутреннего программирования и нахождения вербальных форм

                                                                                                                                                                                                                • 104. Шумы образуются из-за создающих препятствие для прохождения воздуха

                                                                                                                                                                                                                • голосовых связок
                                                                                                                                                                                                                • языка и губ
                                                                                                                                                                                                                • ротовой полости, языка и губ
                                                                                                                                                                                                                • дыхательного горла

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Функция языка, являющаяся орудием выражения мысли, называется:

                                                                                                                                                                                                                  • когнитивной
                                                                                                                                                                                                                  • коммуникативной
                                                                                                                                                                                                                  • репрезентативной
                                                                                                                                                                                                                  • апеллятивной

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также и в Северной и Южной Америке, и в Австралии и отчасти в Африке, — это языки ...

                                                                                                                                                                                                                    • индоевропейские
                                                                                                                                                                                                                    • алтайские
                                                                                                                                                                                                                    • уральские
                                                                                                                                                                                                                    • афразийские

                                                                                                                                                                                                                      • 107. Лингводидактика — это:

                                                                                                                                                                                                                      • научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях
                                                                                                                                                                                                                      • педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка
                                                                                                                                                                                                                      • лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности
                                                                                                                                                                                                                      • дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Ассоциативная связь единиц внутреннего лексикона — это связь, ...

                                                                                                                                                                                                                        • которая устанавливается между единицами лексикона только на основе сходства их семантики
                                                                                                                                                                                                                        • возникающая случайно, индивидуальная для каждого носителя языка
                                                                                                                                                                                                                        • возникающая между единицами словаря на основе внутреннего или внешнего сходства
                                                                                                                                                                                                                        • которая устанавливается только на основе родо-видовых отношений

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Понятие языковой компетенции является:

                                                                                                                                                                                                                          • противоположным понятию «коммуникативная компетенция»
                                                                                                                                                                                                                          • составной частью коммуникативной компетенции
                                                                                                                                                                                                                          • составной частью прагматической компетенции
                                                                                                                                                                                                                          • более широким понятием, чем коммуникативная компетенция

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Тесно связанные логические и языковые категории — это:

                                                                                                                                                                                                                            • количество и множество
                                                                                                                                                                                                                            • отношение и сказуемое
                                                                                                                                                                                                                            • субъект и подлежащее
                                                                                                                                                                                                                            • действие и время

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Сознательное и при этом целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка — это политика ...

                                                                                                                                                                                                                              • общественная
                                                                                                                                                                                                                              • межнациональная
                                                                                                                                                                                                                              • государственная
                                                                                                                                                                                                                              • языковая

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Семантические универсалии — это:

                                                                                                                                                                                                                                • те языковые значения, которые выражаются на вербальном уровне
                                                                                                                                                                                                                                • знаки языка, семантика которых является общей во всех языках
                                                                                                                                                                                                                                • семантические категории, присущие всем языкам или большинству из них
                                                                                                                                                                                                                                • наиболее общие закономерности семантического развития знаков языка

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. Вербальный знак — это:

                                                                                                                                                                                                                                  • словесный знак, выраженный глаголом
                                                                                                                                                                                                                                  • знак какой-либо семиотической системы
                                                                                                                                                                                                                                  • словесный знак, двусторонняя единица языка, обладающая материальной формой (звуковой оболочкой) и значением
                                                                                                                                                                                                                                  • любой знак, используемый человеком для передачи значения

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Креолизация — это процесс ...

                                                                                                                                                                                                                                    • смешения языков
                                                                                                                                                                                                                                    • смешения населения
                                                                                                                                                                                                                                    • превращения пиджина в родной язык
                                                                                                                                                                                                                                    • превращения родного языка в пиджин

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Из перечисленных типов письма, к словесно-слоговому типу относятся:

                                                                                                                                                                                                                                      • китайское;
                                                                                                                                                                                                                                        древнеегипетское;
                                                                                                                                                                                                                                        эламское
                                                                                                                                                                                                                                      • японское

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Процесс сближения языков в результате длительного контактирования называется:

                                                                                                                                                                                                                                        • конгломерация
                                                                                                                                                                                                                                        • взаимовлияние
                                                                                                                                                                                                                                        • контаминация
                                                                                                                                                                                                                                        • конвергенция

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Суперсегментными единицами являются:

                                                                                                                                                                                                                                          • фразы, ударение и интонация
                                                                                                                                                                                                                                          • звуки и слоги
                                                                                                                                                                                                                                          • слоги, слова, ударение
                                                                                                                                                                                                                                          • слова и фразы, ударение и интонация

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Современные исследователи истории письма выделяют:

                                                                                                                                                                                                                                            • 5 основных типов письменности
                                                                                                                                                                                                                                            • 2 основных типа письменности
                                                                                                                                                                                                                                            • 3 основных типа письменности
                                                                                                                                                                                                                                            • 4 основных типа письменности

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. Из перечисленного, норма литературного языка культивируется в:

                                                                                                                                                                                                                                              • печатные издания;
                                                                                                                                                                                                                                                процесс школьного обучения;
                                                                                                                                                                                                                                                средства массовой информации
                                                                                                                                                                                                                                              • разговорная речь

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Н. Хомский ...

                                                                                                                                                                                                                                                • разрабатывал теорию речевой деятельности в свете общей теории деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                • реализовал трансформационный подход в виде целостной модели описания языка — порождающей грамматики
                                                                                                                                                                                                                                                • является основателем современной когнитивной семантики
                                                                                                                                                                                                                                                • выступил как основной критик психолингвистической теории

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. Конспиративная функция реализуется в:

                                                                                                                                                                                                                                                  • диалектах
                                                                                                                                                                                                                                                  • просторечии
                                                                                                                                                                                                                                                  • жаргонах
                                                                                                                                                                                                                                                  • арго

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. В основе славянской азбуки лежит письмо:

                                                                                                                                                                                                                                                    • латинское
                                                                                                                                                                                                                                                    • греческое, византийский унциал
                                                                                                                                                                                                                                                    • древнееврейское
                                                                                                                                                                                                                                                    • самарянское

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Под термином «картина мира» в лингвистике понимается:

                                                                                                                                                                                                                                                      • реконструкция объектов, выраженных с помощью языковых знаков
                                                                                                                                                                                                                                                      • обобщенное представление о мире, выраженное в лексике и фразеологии
                                                                                                                                                                                                                                                      • то же, что и лексико-фразеологическая система языка
                                                                                                                                                                                                                                                      • способ отражения мира в сознании коллективного носителя языка

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. Основными свойствами внутреннего лексикона являются:

                                                                                                                                                                                                                                                        • разноуровневый характер единиц, системно-иерархическая организация единиц, динамичность и вариативность
                                                                                                                                                                                                                                                        • семантическая обобщенность единиц лексикона
                                                                                                                                                                                                                                                        • ассоциативная связь, возникающая между единицами лексикона
                                                                                                                                                                                                                                                        • сочетание вербальных и невербальных единиц в структуре лексикона

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Понятие «совокупная языковая личность» представляет __________________ носителя(-ей) какого-либо языка

                                                                                                                                                                                                                                                          • наиболее выдающегося
                                                                                                                                                                                                                                                          • совокупность
                                                                                                                                                                                                                                                          • усредненного
                                                                                                                                                                                                                                                          • индивидуума

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Мысль о врожденном характере языковой способности принадлежит:

                                                                                                                                                                                                                                                            • Ч. Остгуду
                                                                                                                                                                                                                                                            • Н. Хомскому
                                                                                                                                                                                                                                                            • А.Н. Леонтьеву
                                                                                                                                                                                                                                                            • Л.С. Выготскому

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Языки, используемые для межнационального общения, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                              • африкаанс, суахили, фризский
                                                                                                                                                                                                                                                              • китайский, монгольский, урду
                                                                                                                                                                                                                                                              • литовский, армянский, баскский
                                                                                                                                                                                                                                                              • русский, испанский, английский

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. В основе восприятия речи лежат процессы:

                                                                                                                                                                                                                                                                • существенно отличные от процессов порождения речи
                                                                                                                                                                                                                                                                • те же, что и при порождении речи
                                                                                                                                                                                                                                                                • совершенно особые
                                                                                                                                                                                                                                                                • нейрофизиологические, частично совпадающие с процессами порождения речи

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Внутренняя речь — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • формирующий этап порождения речи
                                                                                                                                                                                                                                                                  • побуждающий этап порождения речи
                                                                                                                                                                                                                                                                  • реализующий этап порождения речи
                                                                                                                                                                                                                                                                  • термин, обозначающий проговаривание текста про себя

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Функция литературного языка, свойственная только этой форме языка, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • служить средством общения всех представителей данной национальности
                                                                                                                                                                                                                                                                    • отражать культуру и историю народа
                                                                                                                                                                                                                                                                    • говорить об абстрактных понятиях
                                                                                                                                                                                                                                                                    • служить средством повседневного общения

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Закрепление нормы в словарях, грамматиках, учебных пособиях — это ее ...

                                                                                                                                                                                                                                                                      • кодификация
                                                                                                                                                                                                                                                                      • дифференциация
                                                                                                                                                                                                                                                                      • конкретизация
                                                                                                                                                                                                                                                                      • адаптация

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Вид подчинительной связи, при которой для выражения определенных смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова (чаще всего существительного) в определенной форме или на определенном месте в предложении, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • подчинение
                                                                                                                                                                                                                                                                        • управление
                                                                                                                                                                                                                                                                        • примыкание
                                                                                                                                                                                                                                                                        • согласование

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Основным предметом изучения в языкознании является(-ются):

                                                                                                                                                                                                                                                                          • естественный человеческий язык как особое явление
                                                                                                                                                                                                                                                                          • звуковая сторона речи
                                                                                                                                                                                                                                                                          • общее правописание слов
                                                                                                                                                                                                                                                                          • мертвые языки

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Объединение народов в историко-культурный ареал происходит:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • при длительном взаимодействии в сфере материальной культуры
                                                                                                                                                                                                                                                                            • при длительном взаимодействии в сфере духовной культуры по книжно-письменным каналам
                                                                                                                                                                                                                                                                            • в результате длительного контактирования отдельных индивидуумов
                                                                                                                                                                                                                                                                            • в результате проникновения элементов чуждой культуры по книжно-письменным каналам

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Уральская языковая семья состоит из ветвей

                                                                                                                                                                                                                                                                              • угорской и самодийской
                                                                                                                                                                                                                                                                              • финской, угорской и самодийской
                                                                                                                                                                                                                                                                              • финской, угорской, самодийской, кельтской
                                                                                                                                                                                                                                                                              • финской и угорской

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Закономерности формирования и развития лексики, изменения в различных группах слов, пути изменения значений слов, которые приводят к разрушению словообразовательных связей, изучает:

                                                                                                                                                                                                                                                                                • синхронная лексикология
                                                                                                                                                                                                                                                                                • фразеология
                                                                                                                                                                                                                                                                                • языкознание
                                                                                                                                                                                                                                                                                • историческая лексикология

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Функционирование знака определяют 3 сферы

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • семантика, тип, форма
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • семантика, синтактика и прагматика
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • семантика, референция, актуализация
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • синтактика, парадигматика и семантика

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Для построения научной модели порождения речи необходимо изучение

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • нейрофизиологических процессов
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • доречевых моментов
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • языковой способности
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • семантики знаков языка

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. Суть коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку заключается в:

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • формировании языковой компетенции в процессе обучения грамматике и лексике языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • изучении основных речевых конструкций языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • формировании коммуникативной компетенции обучающегося в процессе речевой деятельности на языке
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • обучении его основным формам деятельности

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. Ментальный лексикон — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • то же, что внутренний лексикон
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • метаязык какой-либо науки
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • система сформировавшихся понятий
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • невербальные единицы, которыми оперирует человек при мышлении

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Основными понятиями психолингвистики являются:

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • речевая деятельность, речевая ситуация, речевое действие, языковая способность
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • система и структура языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • знак, семантика, синтактика, прагматика
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • язык, речь, речевая деятельность

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. Из перечисленных уровней, языковая система делится на:

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • синтаксический;
                                                                                                                                                                                                                                                                                              лексический;
                                                                                                                                                                                                                                                                                              морфемный
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • семантический

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. Уподобление звуков друг другу называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • аккомодацией
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • комбинацией
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • ассимиляцией
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • диссимиляцией

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Слоговым письмом брахми выполнены памятники письма

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • египетского
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • шумерского
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • индийского
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • китайского

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. Языки, используемые для международного общения, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • русский, китайский, японский, норвежский
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • сербский, итальянский, английский, греческий
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • испанский, португальский, турецкий, фарси
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • английский, французский, арабский, латинский

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. Одновременное употребление знаков, соответствующих отдельным словам и отдельным слогам языка, предполагает письмо

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • словесно-слоговое
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • словесное
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • слоговое
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • алфавитное

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Грамматико-переводные методы — это методы, основанные на ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • изучении большого количества языкового материала в краткий промежуток времени
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • аналитическом чтении текстов на языке
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • изучении грамматических правил и переводе текстов
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • усвоении готовых формул и речевых конструкций в течение сжатого промежутка времени

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. Референция — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • перефразированное высказывание
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • отнесенность языкового знака к объектам действительности в контексте
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • способность языкового знака выражать различные значения в различных контекстах
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • сжатое в смысловом отношении высказывание

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. Наиболее крупная единица диалектного членения национального языка называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • сленгом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • койне
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • жаргоном
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • наречием

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 150. Из перечисленного, основными аспектами, в которых проявляется язык, являются:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • психологическая организация;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              речевая деятельность;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              системная организация
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • письменное выражение