Академическое письмо тест онлайн правильные ответы |
1. Библиографические справки и отсылки, а также цитация в научном тексте | - не допустимы
| - желательны, но не обязательны
| - чрезвычайно важны и обязательны
| - используются по усмотрению автора
|
|
2. Перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства — это: | - сравнение
| - гипербола
| - метафора
| - каламбур
|
|
3. Род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан, — это красноречие ... | - духовное
| - судебное
| - академическое
| - социально-политическое
|
|
4. Из перечисленных категорий, собирательные числительные сочетаются с: | - слова, не имеющие форм единственного числа, а также названия парных предметов;
одушевленные существительные мужского рода и существительные общего рода; личные местоимения | - одушевленные существительные женского рода
|
|
5. Главой первой русской филологической школы был: | - М.В. Ломоносов
| - Я.К. Грот
| - Л.В. Щерба
| - В.К. Тредиаковский
|
|
6. Рубрикация текста — это: |
|
7. Иллюстративный материал, который в компактной форме представляет динамику изменений процессов или состояний, называется: | - графиком
| - диаграммой
| - таблицей
| - абзацем
|
|
8. Из перечисленных средств и приемов, в научном стиле сложились: |
|
9. Коммуникативная функция языка — ... |
|
10. Из перечисленного, распространенными ошибками, связанными с использованием прилагательных в речи, являются: | - образование сравнительной и превосходной степени путем соединения аналитической и синтетической форм;
формы превосходной степени, образованные путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи-; плеонастические сочетания | - образование сравнительной степени при помощи слов более, менее
|
|
11. Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем (изобразить образ) — это: | - тавтология
| - лексический повтор
| - слова-паразиты
| - плеоназм
|
|
12. К жанрам научного стиля не относится: |
|
13. Род таких географических названий, как Сан-Франциско, Перу, Миссисипи |
|
14. Специальный язык — это: | - искусственный язык, созданный по аналогии с естественным
| - искусственный язык
| - естественный язык
| - естественный язык с элементами языков искусственных
|
|
15. Как синтаксические штампы в академическом стиле используются конструкции | - неопределенно-личные
| - определенно-личные
| - безличные
| - номинативные
|
|
16. Если перед числительным выступает местоименное прилагательное (все, эти, другие, иные, остальные), то сказуемое стоит в(-о): | - единственном числе
| - множественном числе
| - том числе, которого требует контекст
| - том числе, которое требует определяющее слово
|
|
17. Во времена Средневековья и раннего Возрождения риторика стала пониматься как искусство | - говорить
| - украшения речи
| - побеждать
| - убеждать
|
|
18. Главная отличительная черта языка художественной литературы в том, что он |
|
19. Доводы, используемые автором для доказательства своей правоты — это: | - композиция
| - топика
| - общее место
| - аргументы
|
|
20. Связанность ораторской речи обеспечивается: |
|
21. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает: | - язык художественной литературы и ораторская речь
| - язык художественной литературы и разговорная речь
| - язык художественной литературы и научная речь
| - ораторская и научная речь
|
|
22. Ораторская речь — это: |
|
23. Числовое (а также буквенное) обозначение последовательности расположения его составных частей — это: | - пагинация
| - нумерация
| - абзац
| - заголовок
|
|
24. И всех составляющих частей композиции текста может отсутствовать любая часть кроме | - концовки
| - основной
| - вступления
| - заключения
|
|
25. Соответствие языковой структуры речи действующим языковым нормам — ... |
|
26. Многие существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа имеют окончание | - нулевое
| - ударное -а, -я
| - -a
| - -и
|
|
27. Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой, — это красноречие ... | - социально-бытовое
| - академическое
| - духовное
| - социально-политическое
|
|
28. Книгой, помогающей адресату усвоить содержание определенного курса, определенной учебной дисциплины, является: | - учебное пособие
| - сборник научных статей
| - энциклопедия
| - учебник
|
|
|
30. Совокупность специальных терминов-названий, употребляющихся в данной научной области для названия типичных объектов науки, — это: | - фразеологизмы
| - термины
| - профессионализмы
| - номенклатурные понятия
|
|
31. Учебник и учебное пособие являются основными жанрами подстиля | - научно-учебного
| - академического
| - научно-популярного
| - научно-технического
|
|
32. Остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с различными значениями, — это: | - каламбур
| - метафора
| - сравнение
| - гипербола
|
|
33. Простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее): | - характерна для литературного стиля
| - стилистически нейтральна
| - характерна для научного стиля
| - характерна для разговорного стиля
|
|
34. Из перечисленных подстилей, в научном стиле выделяют: |
|
35. Современный специальный язык обладает: | - стилистическим многообразием
| - внутренней стилистической однородностью
| - внутренней стилистической неоднородностью
| - универсальностью
|
|
36. К видам академического письма относится: | - лекция
| - спор
| - выступление в суде
| - выступление на митинге
|
|
37. Если существительное имеет неконкретное значение, а также если действие, выражаемое сказуемым, отрицается, то более предпочтительны формы | - множественного числа мужского рода
| - единственного числа среднего рода
| - единственного числа мужского рода
| - множественного числа среднего рода
|
|
38. Подавляющее большинство несклоняемых существительных (рагу, бюро, шоссе) относятся к роду | - среднему
| - женскому
| - общему
| - мужскому
|
|
39. Авторские рассуждения на какую-либо тему — это: | - эссе
| - доклад
| - диссертация
| - научная статья
|
|
40. Карточки группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний в: | - систематическом каталоге
| - алфавитном каталоге
| - РЖ
| - картотеке
|
|
41. Формы коммуникации, характерные для науки |
|
42. Во времена греческой античности (V-I вв. до н.э.) риторика понималась как искусство | - хорошо говорить
| - убеждать
| - говорить
| - писать
|
|
43. Основные положения книги, статьи — это: |
|
44. Студенческий реферат и курсовая работа являются особыми жанрами стиля | - научно-популярного
| - академического
| - учебного
| - научно-технического
|
|
45. Эпистемическая функция языка — ... |
|
46. Когнитивная функция языка — ... |
|
47. Из перечисленного, частями композиции текста являются: |
|
48. Ораторская речь по природе своей | - диалогична
| - описательна
| - организованна
| - полемична
|
|
49. Склоняемые аббревиатуры на согласную (вуз, МИД, ТАСС): | - всегда только мужского рода
| - общего рода
| - могут относиться к мужскому роду или определяются по роду стержневого слова
| - определяются по роду стержневого слова
|
|
50. В научной речи наиболее сложным как в коммуникативном, так и в структурном плане является жанр: | - диссертации
| - эссе
| - монографический
| - научной статьи
|
|
51. Существительные мужского рода, называющие единицы измерения, в сочетании с числительными имеют окончание |
|
52. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов (лично я, свободная вакансия) — это: | - плеоназм
| - слова-паразиты
| - тавтология
| - лексический повтор
|
|
53. Формирование языка научного общения совпало с процессом формирования |
|
|
55. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: | - строение текста
| - композиция текста
| - структура текста
| - анализ текста
|
|
56. Язык для специальных целей |
|
57. Мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушателя — это: | - объективизация
| - риторический вопрос
| - дубитация
| - коммуникация
|
|
58. Юбилейная речь, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; надгробная речь относятся к красноречию | - духовному
| - академическому
| - социально-бытовому
| - социально-политическому
|
|
59. Впервые систематизировал и теоретически осмыслил свод орфографических законов русского литературного языка | - М.В. Ломоносов
| - Л.В. Щерба
| - Я.К. Грот
| - В.К. Тредиаковский
|
|
60. Когда говорят о морфологических особенностях академического стиля, то прежде всего имеют в виду особенности функционирования | - только категории времени у глаголов
| - категории числа у существительных, категории времени и лица у глаголов
| - только категории лица у глаголов
| - только категории числа у существительных
|
|
61. Вариантность проявляется на: | - фонетическом и лексическом уровнях
| - грамматическом и лексическом уровнях
| - фонетическом и грамматическом уровнях
| - фонетическом, грамматическом, лексическом уровнях
|
|
62. Вкрапление общеизвестных выражений (фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов) в несколько видоизмененном виде — это: | - объективизация
| - дубитация
| - парантеза
| - аппликация
|
|
63. Грамматические варианты характеризуются прежде всего | - орфографической тождественностью
| - тождеством синтаксической функции
| - тождеством лексической функции
| - тождеством грамматической функции
|
|
64. Из перечисленных жанров, устной форме коммуникации научного стиля свойственны: | - дискуссия;
доклад; лекция | - монография
|
|
65. Становление норм современного русского литературного языка неразрывно связано с именем | - С.И. Ожегова
| - А.П. Чехова
| - В.А. Жуковского
| - А.С. Пушкина
|
|
66. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется: | - проспекцией
| - когезией
| - интеграцией
| - вступлением
|
|
67. Словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания, — ... | - речевая деятельность
| - текст
| - язык
| - речь
|
|
68. Из перечисленного, свойства научного стиля характеризуют: |
|
69. Любая языковая единица, имеющая смещенное значение, то есть второй план, просвечивающийся за буквальным значением, — это: | - синонимичность
| - каламбур
| - многозначность
| - троп
|
|
70. Перенос имени с целого на его часть — это: | - метонимия
| - гипербола
| - метафора
| - синекдоха
|
|
71. С научным стилем имеет много общего: | - разговорный
| - газетный
| - публицистический
| - официально-деловой
|
|
72. Понятность речи адресату — ... | - речевой этикет
| - доступность
| - ясность
| - логичность
|
|
73. Знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отличие от многообразия конкретных высказываний отдельных людей — это: | - язык
| - речь
| - речевая деятельность
| - речевой этикет
|
|
74. Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, — это: | - тавтология
| - лексический повтор
| - плеоназм
| - двусмысленность
|
|
75. В сочетании «два, три, четыре и более существительное» в соответствии с литературной нормой в формах именительного и винительного падежей существительное зависит от числительного и употребляется: | - в род. пад. ед. ч. — после числительных пять, шесть, семь и т.д., в род. пад. мн. ч после числительных два, три, четыре
| - в род. пад. ед. ч. после числительных два, три, четыре, в род. пад. мн. ч. — после числительных пять, шесть, семь и т.д
| - в род. пад. мн. ч во всех вариантах употребления числительных
| - в род. пад. ед. ч. во всех вариантах употребления числительных
|
|
76. Занижение оценки с целью ее повышения — это: | - антифразис
| - синекдоха
| - метафора
| - мейозис
|
|
77. Субъективная модальность, которая скрывается за такими видами объективной модальности, как «верно — неверно» доминирует в: | - рецензии
| - отзыве
| - реферате
| - аннотации
|
|
78. Названия женских театральных амплуа (инженю, травести) относятся к роду | - общему
| - среднему
| - женскому
| - мужскому
|
|
79. Сфера употребления конструкций типа лермонтовские стихи, отцовы брюки |
|
80. К разряду нестрогих относится стиль: | - деловой
| - разговорный
| - официальный
| - научный
|
|
81. Существенные функции языка | - эпистемическая, когнитивная, коммуникативная
| - эпистемическая, этическая, коммуникативная
| - эпистемическая, когнитивная, этическая
| - этическая, когнитивная, коммуникативная
|
|
82. Такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны способам выражения и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям, — это: | - конкретность
| - буквальность
| - точность
| - ясность
|
|
83. В академических жанрах, номенклатурных наименованиях, употребляя родовые стилистически нейтральные варианты, для обозначения лиц женского пола (переводчик — переводчица, лаборант — лаборантка) следует использовать существительные: |
|
84. Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи — ... | - доклад
| - обзор
| - конспект
| - реферат
|
|
85. Существительные женского рода с суффиксами -ш(а), -их(а) (инструкторша, кассирша, дворничиха) употребительны | - во всех стилях языка
| - только в просторечии
| - в литературном стиле
| - в научном стиле
|
|
86. Правильность образования и употребления термина — это: |
|
87. Центрами древнерусской книжности были: | - монастыри
| - города
| - мастерские
| - приходские школы
|
|
88. Наиболее часто характеризует академическую речь ____________________ полемичность |
|
89. Методы исследования указываются в: | - оглавлении
| - введении
| - приложении
| - заключении
|
|
90. Перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности — это: | - метафора
| - гипербола
| - синекдоха
| - метонимия
|
|
91. Отсутствие конкретного временного плана, особый характер предикатов, не выражающих конкретное действие, большое количество слов в форме единственного числа в значении множественного, указывающих на обобщенность предмета, явления, — это признаки научного стиля на ____________________ языковом уровне | - морфолого-синтаксическом
| - морфологическом
| - лексическом
| - синтаксическом
|
|
92. Экспрессивное утверждение или отрицание, сформулированное в виде вопроса, — это: | - открытый вопрос
| - дубитация
| - объективизация
| - риторический вопрос
|
|
93. Из перечисленных жанров, письменной форме коммуникации научного стиля свойственны: | - тезисы;
учебник; рецензия | - доклад
|
|
94. Деепричастия настоящего времени (едучи, играючи, жалеючи, крадучись) и некоторые другие с суффиксом -учи считаются: |
|
95. К разряду строгих относится стиль: | - научный
| - публицистический
| - газетный
| - разговорный
|
|
96. Типичным видом речи научного стиля является: | - диалог
| - письменный
| - монолог
| - устный
|
|
97. Отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за общей ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений | - общие места
| - рассуждения
| - описания
| - повествование
|
|
98. В научном стиле может быть употреблено глаголов движения и глаголов конкретного действия (от их общего числа) примерно: | - 9% и 5%
| - 1% и 10%
| - 19% и 15%
| - 1% и 3%
|
|
99. Особым образом организованный фрагмент текста, служащий для компактного представления материала, который предварительно подвергся структурной и статистической обработке, — это: | - график
| - абзац
| - таблица
| - иллюстрация
|
|
100. Аббревиатуры на гласную (МГУ, МИСИ): | - склоняются, относятся к женскому роду
| - не склоняются, они могут относиться как к среднему, так и к мужскому роду
| - не склоняются, относятся как к женскому, так и мужскому роду
| - склоняются, относятся к среднему роду
|
|
101. Стиль письменной научной речи — это: | - монолог
| - диалог
| - безличный монолог
| - диалог или монолог
|
|
102. Материалы, не являющиеся насущными для понимания решения научной задачи, выносятся: | - в оглавление
| - в заключение
| - на защиту
| - в приложения
|
|
103. Отступ вправо в начале первой строки каждой части текста — это: | - параграф
| - рубрикация
| - глава или главка
| - абзац
|
|
104. Особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой, — это: | - ретроспекция
| - когезия
| - кодификация
| - проспекция
|
|
105. Слова типа протеже, визави, а также некоторые названия животных (пони, шимпанзе) относятся к роду | - общему
| - мужскому
| - среднему
| - женскому
|
|
106. Ядро научного стиля, вокруг которого группируются другие подстили, составляет подстиль | - академический
| - научно-технический
| - научно-популярный
| - научно-учебный
|
|
107. Один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления, — это: | - ретроспекция
| - когезия
| - проспекция
| - конверсия
|
|
108. Особенности произношения слов фиксируются: | - грамматическим словарем
| - орфографическим словарем
| - орфоэпическим словарем
| - СМИ
|
|
109. В научной речи распространены местоимения: | - указательные
| - неопределенные
| - притяжательные
| - личные
|
|
110. Академическое красноречие в России сложилось в: | - XVIII в
| - XVII в
| - ХХ в
| - первой половине XIX в
|
|
111. Культура речи как научная дисциплина в 20-70-е гг. XX в. развивалась преимущественно в пределах |
|
112. Ряд существительных среднего рода (на -ко: облако, очко; на -це: полотенце) имеют в форме родительного падежа множественного числа окончания |
|
113. Из всех простых и сложных конструкций безличные предложения составляют: |
|
114. Употребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста, — это: | - синекдоха
| - мейозис
| - гипербола
| - антифразис
|
|
115. К специфическим особенностям термина не относится: | - наличие дефиниции
| - благозвучность
| - отсутствие экспрессии
| - системность
|
|
116. Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал: | - Аристотель
| - Цицерон
| - Цезарь
| - Платон
|
|
117. Типы конспектов — ... | - плановые, текстуальные, свободные, простые
| - плановые, текстуальные, свободные, сложные
| - плановые, текстуальные, свободные, тематические
| - плановые, текстуальные, свободные, структурированные
|
|
118. Полемичность обладает: |
|
119. Основной формой речи научного стиля является: | - диалог
| - письменная
| - монолог
| - устная
|
|
120. Система средств и способов выражения отношений общающихся друг к другу — это: | - ясность речи
| - общее место
| - речевой этикет
| - условие точности речи
|
|
121. Источник информации — ... | - документ
| - информационный орган
| - каталог
| - библиотека
|
|
122. Конспект, созданный в основном из цитат — ... | - текстуальный
| - свободный
| - тематический
| - плановый
|
|
123. Основную содержательную информацию на специальном языке передают: | - предложения
| - термины
| - словосочетания
| - понятия
|
|
124. Иногда точность нарушается в результате | - употребления плеоназмов
| - краткости изложения
| - многословия
| - синонимии терминов
|
|
125. Существительные на -анин, -янин образуют множественное число от другой основы (без -ин) с окончанием |
|
126. Тон речи научного стиля — ... |
|
127. Развитие языка науки характеризуется: | - компрессией и снижением информативности
| - компрессией и повышением информативности
| - только компрессией
| - только повышением информативности
|
|
128. Основным и наиболее частотным жанром академического подстиля является: | - научная статья
| - эссе
| - диссертация
| - монография
|
|
129. Термин не должен: | - быть словосочетанием
| - иметь краткого варианта
| - иметь синонимов
| - быть кратким
|
|
130. По семантико-структурным характеристикам как прямое, непосредственное описание какого-либо текста следует охарактеризовать: | - рецензию
| - научную статью
| - аннотацию
| - реферат
|
|
131. Наиболее употребительными из числа сложных предложений в научных трудах всех временных срезов являются: | - сложноподчиненные
| - все их виды
| - сложносочиненные
| - бессоюзные
|
|
132. Названия лиц по роду занятий (рантье, буржуа, атташе) обычно относятся к роду | - общему
| - женскому
| - среднему
| - мужскому
|
|
133. Специальный язык — не ... |
|
134. Использование терминов, абстрактной лексики, употребление многозначных лексических единиц в семантически достаточном для верного восприятия окружении, отсутствие эмоционально окрашенной и экспрессивной лексики — это признаки научного стиля на ____________________ языковом уровне | - морфолого-синтаксическом
| - морфологическом
| - синтаксическом
| - лексическом
|
|
135. Важнейшая эпоха в становлении культуры речи как особой дисциплины в российском языкознании в XX в. связана с именем | - С.И. Ожегова
| - Л.В. Щербы
| - Л.И. Скворцова
| - В.В. Виноградова
|
|
136. По данным исследователей, самыми употребительными в академическом стиле являются простые предложения: | - номинативные
| - безличной конструкции
| - неопределенно-личные
| - инфинитивные
|
|
137. Ряд вопросов к аудитории, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, — это: | - объективизация
| - дубитация
| - комбинация
| - риторический вопрос
|
|
138. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо одной профессией, — это: | - сленг
| - профессионализмы
| - номенклатурные понятия
| - жаргонизмы
|
|
139. Доминирующая языковая функция научного стиля — ... | - обмен мнениями
| - информативная
| - научный спор
| - эстетическая
|
|
140. Самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки, — это: | - дубитация
| - объективизация
| - коммуникация
| - парантеза
|
|
141. В сочетании «сложное количественное числительное с элементом сто в творительном падеже существительное»: с двумястами жителями и с двумястами жителей: | - первый вариант — нормативный, второй — разговорный
| - первый вариант — разговорный, второй — нормативный
| - оба варианта используются только в разговорном стиле
| - оба варианта нормативны
|
|
142. Цитирование по цитате ... | - как правило, запрещается
| - запрещается
| - поощряется
| - рекомендуется
|
|
143. Ряд существительных мужского рода (башкиры, господа, солдаты и др.) имеют в родительном падеже множественного числа окончание |
|
144. Строение, расположение и соотношение составных частей произведения называется: | - композицией
| - функцией
| - точностью
| - структурой
|
|
145. К видам академического письма не относится: |
|
146. Первая страница научной работы — это: | - введение
| - титульный лист
| - приложения
| - оглавление
|
|
147. Употребление форм степеней сравнения и кратких форм имен прилагательных в академических текстах | - запрещено
| - предпочтительно
| - обязательно
| - нехарактерно
|
|
148. Для сферы научной информации выделяют академические жанровые разновидности |
|
149. Несклоняемые существительные типа авеню, салями, кольраби относятся к: |
|
150. Важнейшей чертой академической прозы является: | - употребление только простых предложений
| - одинаковое количество простых и сложных предложений
| - постепенное уменьшение доли сложных предложений и увеличение количества простых предложений в тексте
| - постепенное уменьшение простых предложений в тексте и увеличение количества сложных предложений
|
|